- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Полуборьба с зарплатами "в конвертах": как в Украине ищут нелегальных работников
Глава Государственной службы по вопросам труда Роман Чернега недавно отчитался, что инспекторы его ведомства в 2017 году обнаружили 5 177 сотрудников, которые работали без официального оформления. Еще 5 тыс. "нелегалов"выявила Государственная фискальная служба. То есть два самых мощных контролирующих органа за год изобличили 10 тыс. украинцев, за труд которых работодатели не платили налоги в бюджет. Delo.UA задалось вопросом: 10 тыс. нелегалов за год — это "много или мало".
Трудоспособные украинцы — где они?
Для начала нужно разобраться со структурой рынка труда и сколько в Украине трудоспособных граждан. Согласно данным Укрстата, в 2016 году в Украине насчитывалось 24,3 млн граждан трудоспособного возраста. Занятое трудоспособное население составляло 15,6 млн граждан, но единый социальный взнос (ЕСВ, уплачивается с зарплаты) платили лишь 11,5 млн (согласно данным ГФС на начало 2017-го).
Получается, чуть более 4 млн занятых граждан не платили взносы в Пенсионный фонд. По словам министра соцполитики Андрея Ревы, эти украинцы, которые имеют законное право платить ЕСВ добровольно, в частности, заняты в индивидуальных сельских хозяйствах.
Еще 1,7 млн трудоспособных граждан (оценка Укрстата по методологии Международной организации труда) являлись безработными.
Где же оставшиеся 7 млн трудоспособных украинцев, никто не знает, говорит министр. И добавляет, что часть, вероятно, выехала и работает за границей, а часть занята "в тени". Согласно данным Укрстата, в эти 7 млн входят также студенты, родители, которые ухаживают за детьми, а также граждане, которые находятся на содержании.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие госорганы могут проверять бизнес вопреки мораторию
За год выявили меньше 1% нелегальных сотрудников
Глава Гоструда Роман Чернега, ссылаясь на оценки Международной организации труда, говорит, что в Украине неофициально работают около 4-5 млн граждан. В Пенсионном фонде приводят немного другие цифры: без оформления трудовых отношений работают 3,7 млн украинцев.
Самое большое количество работающих без оформления — в сельском хозяйстве, торговле и строительстве. В Гоструда и Минсоцполитики добавляют, что это также проблема сферы общественного питания и отельного бизнеса.
Также безрадостно выглядит борьба контролеров с работодателями, которые официально платят сотрудникам лишь минималку, а большую часть зарплаты — "в конверте". На вопрос, как с ними бороться, глава Гоструда разводит руками.
"Проблема заключается в доказательной базе, — говорит Чернега. — Нам сложно доказать, что человек получает часть зарплаты официально, а часть "в конверте". За исключением, конечно, тех случаев, когда сам сотрудник обращается и сообщает о ситуации. Таких случаев у нас практически нет".
Неважный результат при широких полномочиях
В мае прошлого года Кабмин существенно изменил процедуру проведения проверок Гоструда по сравнению с контрольными мероприятиями всех остальных госорганов. К примеру, Государственная архитектурно-строительная инспекция может проводить плановые (на которые в прошлом году распространялся мораторий) и внеплановые проверки бизнеса. У Гоструда же с мая 2017-го есть целых четыре опции — плановые и внеплановые проверки, а также выездные и невыездные инспекции. Первые две опции работают для проверок по охране труда. Но нелегальную занятость ищут именно с помощью инспектирований.
Ключевое отличие заключается в следующем: все госорганы должны сообщать предпринимателю о своем визите в обязательном порядке (не менее чем за 10 дней), но на Гоструда это требование не распространяется. Эта либеральная норма по отношению к бизнесу мешала бы госнадзору и борьбе с нелегальной занятостью, уверены в Кабинете министров.
Инспектор по труду имеет право прийти, к примеру, на строительную площадку или в ресторан и, показав удостоверение, начать опрашивать сотрудников. В отличие от проверок, при проведении инспекций не требуется присутствия руководителя компании.
"Инспектор может спрашивать у сотрудников, что они делают и на каких основаниях, работают они по трудовому договору или нет. Он может попросить руководителя показать трудовой договор или показать запись в трудовой книге", — рассказывает Чернега. Он добавляет, что контроллеры из Гоструда имеют право приходить в "любое время, но с учетом графика работы предприятия".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто заменит налоговую милицию — альтернативный проект от Южаниной
Штрафы сомнительной эффективности
После повышения минимальной зарплаты до 3,2 тыс. грн выросли и штрафы за обнаруженного неоформленного сотрудника. В прошлом году за каждое такое нарушение работодателю необходимо было заплатить 96 тыс. грн (в 2018-м сумма еще выросла — до 119 тыс. грн).
Таким образом, Гоструда должна была бы оштрафовать работодателей практически на 500 млн грн. Правда, в самом ведомстве сообщают о примененных санкциях за прошлый год лишь на сумму 345 млн грн. Чтобы узнать, где же разница, Чернега посоветовал обратиться в пресс-службу его ведомства.
Кроме штрафов в 96 тыс. грн к ряду работодателей применялись еще и санкции в размере 320 тыс. грн (в 2018-м сумма выросла — до 372,3 тыс. грн) — за недопуск проверяющего на предприятие. По словам Романа Чернеги, за прошлый год такие штрафы получили всего 40 предприятий.
Но есть несколько "но". Во-первых, все постановления о максимальных штрафах находятся на обжалованиях в судах. Ведь доказать факт препятствования и физического недопуска инспектора к проверке снова-таки сложно. Во-вторых, санкции в 100-300 тыс. грн всегда будут стимулировать работодателей искать более дешевые, коррупционные пути решения. А инспекторы из регионов с зарплатой 4-5 тыс. грн в месяц, вероятно, могут быть заинтересованы в таком развитии событий.