- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Цепочку — под контроль: импорт предлагают контролировать от таможни до магазина
Убытки украинского бюджета от контрабанды, по разным оценкам, составляют от 25-70 млрд грн до 70-100 млрд грн. На самом деле их едва ли можно достоверно посчитать. Но чья бы оценка не оказалась ближе к правде, речь все равно идет о десятках миллиардов. Мало того, что эти деньги идут мимо госбюджета, но еще и искривляют конкуренцию. Ведь вести полностью "в белую" бизнес в Украине в таких условиях достаточно сложно и на это идут лишь не многие.
Рецептов борьбы с контрабандой столько же, сколько и оценок убытков бюджета от нее. Одни предлагают бороться через фискализацию торговли: обязать все без исключения магазины установить кассовые аппараты(регистраторы расчетных операций), которые позволят фискальной службе контролировать их торговый оборот и уплату налогов. Вторые предлагают запретить ФОПам продавать "рисковые" товары. Мол, именно "упрощенцы", которые не обязаны по законодательству вести учет и иметь первичные документы, часто используются для продажи контрабанды.
Третьи обвиняют во всем интернет-магазины. Якобы те часто присылают товары без каких-либо документов, а на своих веб-сайтах не указывают идентифицирующей информации, поэтому налоговая не может их проверить и уличить в торговле контрабандой. Четвертые, говорят, что лоббисты РРО и ограничений для ФОПов просто хотят "щемить" малый бизнес и электронную коммерцию.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКто виноват
"Рисковые" с точки зрения контрабанды — это в первую очередь товары широкого потребления, которые можно легко продать. Например, бытовая техника, электроника, одежда, обувь.
"Хотя с точки зрения неполной уплаты налогов могут также фигурировать даже сырьевые товары, а также оборудование, — говорит Андрей Саварец, эксперт исследовательского центра CASE Украина. — Ведь при больших объемах и высокой стоимости даже минимальные манипуляции с документами могут принести недобросовестному импортеру значительную "экономию".
Во-первых, "черные", то есть попросту беспредел, когда товар заходит в страну без какого-либо таможенного контроля. В частности, оформление грузовых транспортных средств как пустых, ввоз товара через через зеленые зоны и лесополосы на границе, приводит примеры Александр Лазарев, соглава таможенного комитета Европейской Бизнес Ассоциации (EBA).
Во-вторых, "серые", когда импортер занижает стоимость, вес товара или использует поддельные документы.
В-третьих, "светло-серые", когда бизнес использует льготы для физлиц(например, нормы о ввозе товаров в посылках и в ручной клади) и ввозит коммерческие партии товаров с помощью подставных лиц якобы для личного пользования.
То есть некоторые схемы контрабанды и нелегального ввоза товаров существуют из-за того, что есть законодательные лазейки. А некоторые, потому что таможенники и налоговики не выполняют свою работу по контролю за ввозом и продажей товаров в стране.
Небезызвестные "скрутки", когда в страну официально ввозят товар (например, 10 тонн бананов и 1 тонну пшеницы), продают его за наличные без оформления документов, а сами накладные через фирмы-"прокладки" переоформляют на реальные предприятия, которые заинтересованы в минимизации налоговых обязательств (и по бумагам выглядит так, как будто компания купила 10 тонн пшеницы и получило право на налоговый кредит).
"Скручивать" удобно товары широкого потребления — бананы, орехи, зерно", — говорит Михаил Соколов.
И что делать
"Черный" и "серый" импорт исчезнет лишь в том случае, если будет закрыта сама возможность продать нелегально ввезенный товар без уплаты налогов", — считает Виталий Зварич, заместитель директора Центра развития цифровой экономики.
Это более легкий путь решения проблемы контрабанды. Можно запретить субъектам на упрощенной системе налогообложения продавать импортный товар (такую идею, кстати, поддерживает и руководитель отдела фактических проверок ГФС).
"Далее необходимо исключить возможность оприходования товара по документам от фирм-однодневок. Как бороться с этим? Ввести правило, по которому налоговая накладная может быть выписана лишь после уплаты НДС в бюджет", — говорит Виталий Зварич. И добавляет — чтобы решить проблему с интернет-магазинами, нужно внедрить электронный фискальный чек.
Чтобы упредить правонарушения, нужно, во-первых, организовать обмен таможенной информацией с соседними государствами, говорит Андрей Саварец. А во-вторых, нужно обеспечить полный контроль движения товара по цепочке внутри страны — от таможни до конечного потребителя.
"Контрабанда возможна не из-за норм закона, а скорее из-за извращенного исполнения этих законов или их невыполнения, — поясняет Андрей Саварец. — Например, есть так называемые карго-компании, которые занимаются самой настоящей контрабандой. Они продолжают работать, во-первых, потому что вступили в сговор с таможней и силовиками".
И в ГФС, и в Министерстве внутренних дел, которое (а точнее Национальную полицию, которая подконтрольна МВД) со средины прошлого года подключили к борьбе с контрабандой на таможне, заявляли, что необходимо вернуть уголовную ответственность. Но в текущих условиях, когда и в ГФС, и в правоохранительных органах есть проблемы с коррупцией, это даст еще один мощный рычаг давления на бизнес, справедливо замечает эксперт.
Проблема не только и не столько в таможне, говорит он. Нужно, чтобы появился спрос на официальные документы о легальности ввоза товара.
Нужно обязательство регистрировать расчетные операции в сфере торговли. "Это может помочь "обелить" рынок Украины. Ведь если выдан фискальный чек, значит информация ушла в фискальную службу, значит есть документы о происхождении товара, уплачены налоги", — отмечает Виктория Куликова, менеджер комитета бытовой электротехники EBA. Но для этого также нужен эффективный контроль со стороны ГФС за соблюдением таких норм.
"Сейчас она распознает только наличие налогового кредита и налоговых обязательств. Сотрудник фискальной службы и сейчас может посмотреть налоговую накладную и опознать "схему". Но когда у вас в день регистрируются сотни тысяч налоговых накладных, даже 100 человек не смогут тщательно проконтролировать. Система электронного администрирования должна автоматически контролировать не только налоговый кредит и обязательства, но и количество и объемы товара, который поступает, а потом продается. Система должна распознавать эту информацию и блокировать налоговые накладные на товар, который не "заходил" в том объеме, который продается", — поясняет эксперт.
Он добавляет, что такие изменения нельзя применять к производству, ведь там на входе и выходе всегда разные продукты. Такой подход стоит применять только для рисковых групп товаров.
Об этой инициативе украинский бизнес уже заявил всем кандидатам на пост Президента Украины в ТОП-10 требований о первоочередных экономических реформах (под требованиями подписались 73 бизнес-ассоциации). Контроль цепочки — одно из требований белого украинского бизнеса, он должен сделать более дорогим манипулирование НДС и пребывание в тени. Но вводить такой контроль нужно постепенно и начинать с рисковых групп товаров, по которым фискалы наблюдают максимальное количество злоупотреблений.