Число регрессных исков страховщиков к своим клиентам выросло более чем в два раза

Страховые компании ополчились на своих клиентов. Чтобы решить свои финансовые проблемы, СК стали активнее, чем когда бы то ни было, судиться с водителями — виновниками ДТП

ранее регрессные иски подавались в 50–60% случаев, то теперь автоматически прилагаются к каждому делу при выплате возмещения. Причем взыскание происходит не только после выплат по полисам каско, с недавних пор страховщики все активнее придираются и к водителям, застрахованным по «автогражданке».

Долги украинцев перед страховыми компаниями растут

Как и прежде, львиная доля регрессов (как по сумме, так и по количеству) приходится на автострахование. Здесь взыскать что-то могут лишь с виновника дорожно-транспортного происшествия. Если он «стукнул» одну или несколько машин, но при этом имеет два полиса — каско и «автогражданки», то автомобили потерпевших будут ремонтироваться за счет ОСАГО виноватого, а он сам починит машину за счет каско. Горе-водителю придется раскошеливаться лишь в случае, если стоимость ремонта потерпевших выйдет за оговоренные действующим законодательством лимиты: 25,5 тыс. гривен до 30 августа 2010 г. и 50 тыс. гривен — после: выплачивается разница между 25–50 тыс. гривен и ущербом. Если же виновный в ДТП владелец авто не застраховался по «автогражданке» и потерпевшие починили машину за счет своих полисов каско, то их страховая компания может потребовать от него выплату из собственного кармана.

Примечательно, что в числе должников страховых компаний в последнее время все чаще оказываются не только водители, но и пешеходы (к ним страховщики также не гнушаются предъявлять иски). «Если виновником дорожно-транспортного происшествия признан пешеход, страховая компания имеет право предъявить регресс. У нас уже были несколько таких случаев, и мы реализовали право регресса», — сообщил начальник управления регрессно-претензионной работы НАСК «Оранта» Михаил Сюр.

Неосторожность на дороге может обойтись виновнику дорожно-транспортного происшествия в круглую сумму. Учитывая, что компании зачастую чинят машины на дорогих авторизированных фирменных станциях технического обслуживания, а ремонт иномарок за последние два года подорожал на 60–80%, соответственным образом увеличился и средний размер убытка. По данным СК, если ранее средняя сумма требований по регрессу составляла 5–7 тыс. гривен, то сейчас — 10–12 тыс. гривен.

Растет количество регрессов по «автогражданке»

Согласно действующему законодательству водители обязаны сообщать о дорожно-транспортном проишествии не только в страховые компании, в которой они приобрели полисы каско, но и в ту, где купили «автогражданку». На практике же нередко происходит иначе: виновник ДТП дает потерпевшему телефон своей компании по ОСАГО. Последний, если у него есть каско, чинится по нему. Потом начинаются регрессы: СК, продавшая каско потерпевшему, отсуживает сумму ущерба у компании, в которой была приобретена «автогражданка» виновника аварии. А та предъявляет денежную претензию самому виновнику происшествия на основании того, что он не уведомил ее о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, перечень случаев, когда страховая компания имеет право выставить регресс по «автогражданке», очень ограничен. Это возможно, если водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не имел права управлять транспортным средством данной категории, скрылся с места ДТП, а также в случае, если авария стала следствием несоответствия технического состояния машины правилам дорожного движения (например, неисправность тормозной системы). Однако страховщики нередко проявляют творческий подход и пытаются «содрать» со своих клиентов компенсацию в непредусмотренных законом случаях. Так, некоторые страховые компании делают поводом для регресса грубое нарушение водителем правил дорожного движения. Хотя на самом деле не имею права этого делать.

Если нарушивший закон виновник дорожно-транспортного происшествия является клиентом компании не только по «автогражданке», но и по каско, как правило, страховщик не выставляет к нему регресс. «В зависимости от совершенного правонарушения (управление автомобилем в состоянии алкогольного либо нарокотического опьянения, оставление места дорожно-транспортного проишествия и др.) ему могут отказать в выплате страхового возмещения по каско», — сказал Михаил Сюр.

Страховщики стараются урегулировать регрессные дела в досудебном порядке

Хотя рассмотрение исков к автовладельцам зачастую растягивается очень надолго. «Основные сложности в суде связаны с определением суммы материального ущерба. Основанием для ее определения является заключение независимой экспертизы. Причем заказать ее может как страховая компания, так и виновное лицо», — признал заместитель председателя правления страховой компании «Украинская страховая группа» Константин Шкраб. Нежелание идти на компромисс в вопросе суммы иска сплошь и рядом становится причиной того, что дело и вовсе заходит в тупик. В суде может также выясниться, что вина за аварию лежит на обеих сторонах, и это также изрядно затрудняет взыскание задолженности. Как следствие, по подсчетам страховых компаний, даже с помощью коллекторских компаний им удается вернуть не более 30–60% от общей суммы долга.