НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Что ждет Украину и мир в ближайшее время: отчет Stratfor

Фото: Facebook Дональда Трампа
Фото: Facebook Дональда Трампа
Американский аналитический центр Stratfor выпустил отчет на второй квартал 2018 года. Delo.UA разбиралось, на что Украине следует обратить внимание

Один из наиболее именитых аналитических центров выпустил свой ежеквартальный прогноз по ближайшему будущему во всем мире. Отчет касается политики, коллективной безопасности, энергетики и международной торговли, и при этом охватывает все макрорегионы мира. Delo.UA изучало прогнозы по Украине, а также по мировым тенденциям, способным повлиять на нашу страну.

Окно возможностей и турбулентный период

Авторы отчета считают, что во втором квартале 2018 года Украина попадет в период определенной нестабильности. Давление надвигающихся выборов и заостряющихся противоречий грозит в продвижении реформ и модернизации. В то же время одним из показательных моментов станет закон об Антикоррупционном суде. Хотя он и не даст мгновенных результатов (ни в этом квартале, ни даже в этом году), закон важен для международных партнеров Украины. Если закон не удастся принять в мае (как это предполагается), то власть ждет усиление внешнего давления, а также внутренней нестабильности через протесты.

Особенно важными станут договоренности с Международным валютным фондом о продолжении сотрудничества. Если такого соглашения достигнуть не удастся, то страну могут ожидать проблемы уже в следующем году.

По мнению составителей отчета, серьезные изменения могут произойти по вопросу Донбасса. Легитимизация власти Владимира Путина на выборах 18 марта подарит ему широкое пространство для маневра в вопросах оккупированных территорий. Также изменения в этом направлении могут подстегнуть постоянно расширяющиеся санкции против страны (акт Магнитского, "Кремлевский список", а также санкции за вмешательство в американские выборы). Попытки восстановить экономические связи с бывшими партнерами обернутся частичным успехом: ежегодный экономический форум в Санкт-Петербурге посетит французский президент Эммануэль Макрон (и станет первым европейским лидером на этом мероприятии после оккупации Крыма в 2014 году), а также с визитом приедет японский премьер Синдзо Абэ.

Российская власть задействует все ресурсы, чтобы переломить негативный тренд уже четырехлетнего оттока инвестиций из страны. И именно тут могут таиться возможности для восстановления территориальной целостности Украины. Однако при этом Россия продолжит диверсифицировать риски, проводя политику экономического сближения с Китаем, Саудовской Аравией, а также Катаром и Турцией. Ключевым моментом для России станет всемирный чемпионат по футболу, а значит до него будет понятна основная тактика России — оттягивать дальше или пойти на уступки.

Странам так называемого "ближнего зарубежья" России стоит всматриваться в ее внутреннюю политику. При низком напряжении внутри страны, она может опять пойти на обострения с соседями в риторике, однако Сирия и Украина останутся в приоритете внешнего фокуса РФ.

Сильная, но фрагментированная Европа

В то же время с западного фланга будет гораздо меньше неприятностей для Украины. Европа продолжит укрепляться после серии ударов со стороны популистов, внешних вызовов и кризисов. Опаснейшим для Украины моментом остается разделенная внешняя политика союза. Несмотря на то что ключевые разногласия стран не касаются ни украинского членства в ЕС, ни российской агрессии, отсутствие солидарности в Евросоюзе сулят долгие и затяжные дебаты даже по этим вопросам. Торги за более выгодную позицию для граждан своей страны или же пафосные заявления в СМИ могут помочь главным скептикам по предоставлению странам Восточного партнерства права на присоединение к ЕС или же затянуть новые меры против России.

Главными же разделяющими Евросоюз вопросами остается неконтролируемая миграция с Ближнего Востока и Африки.

Пока старые члены спорят, как различать беженцев и мигрантов (выдающих себя за беженцев), восточная Европа требует решать этот вопрос радикальным способом.

Турция останется главным фактором сдерживания потока миграции по балканскому маршруту (средиземноморский останется нерешенной проблемой), а значит ЕС придется и дальше идти на противоречивые уступки. Часть этих уступок будет касаться вопросов нарушения прав и свобод режимом Эрдогана. Однако вопросы торгов могут зайти и в более опасные дебри внешней политики: от позиции по Сирии до сотрудничества с Россией.

Европа продолжит процесс перехода к регионализации — когда отдельные регионы будут объединяться в блоки, чтобы быть услышанными в Брюсселе на фоне французско-немецкого лидерства. Все более четко выделяется регион центрально-восточной Европы, распространяющийся на восточные Балканы. Регион состоит из постсоциалистических стран, пока еще отстающих от "старой Европы" в вопросах достатка граждан. Однако внутри него есть две крупные страны (Польша и Румыния), а также целый ряд стран поменьше, что позволяет представлять существенную часть граждан ЕС. Несмотря на проблемы коррупции (Румыния, Болгария и Словакия), а также проблемы с верховенством права (Венгрия и частично Польша), укрепление этого региона выгодно странам Восточного партнерства. Именно эти страны, вместе со скандинавскими, являются главными сторонниками расширения блока за счет "отличников" Восточного партнерства (Украина, Грузия, Молдова).

При этом Берлин и Париж тоже не будут отставать в геополитической борьбе. Во втором квартале Ангела Меркель и Эммануэль Макрон презентуют свою стратегию "реформы ЕС", что может означать масштабные изменения в вопросах финансовой и политической организации союза. Кроме того, продолжит развиваться направление сотрудничества в вопросах коллективной безопасности (PESCO). Это усилит гарантии безопасности восточного фланга, ранее обеспечиваемые только НАТО.

Фото: Facebook Эммануэля Макрона

Глобальный контекст

Соединенные Штаты, так же, как и Европа, переживают внутренние разногласия, однако тут это выражено не государственной, а политической борьбой. Демократы и часть либеральных медиа стали в ярую оппозицию к Белому дому, тогда как часть республиканцев понимает, что отступать уже некуда. На фоне внутренних проблем США, а также экономического роста (пускай и прерываемого тревожными новостями с Уолл стрит), внешняя политика выглядит не такой уже и противоречивой. Постоянно критикуемый Дональд Трамп продолжает активно выполнять свои предвыборные обещания. Теперь это торговая война с Китаем (и частично с ЕС), что разгневало не только Поднебесную, но и других американских партнеров по всему миру.

Американский президент, по мнению авторов отчета, продолжает считать все страны конкурентами и верит в игру с нулевой суммой (если одна сторона выиграет, то вторая обязательно проиграет).

Однако война против всех может размыть фокус с главных идеологических оппонентов и угроз для государства. Заигрывания с КНДР с периодическими провокациями вызывают страх Южной Кореи и Японии, а непоследовательная политика на Ближнем Востоке скорее укрепляет, а не подрывает позиции Ирана.

Не проще идут дела с Россией. А соперничество с Китаем может отвлечь американскую администрацию от реальной угрозы в Европе. В то же время Украина и Тайвань могут попробовать усилить свои позиции в сотрудничестве с США на фоне растущей "ястребиной" политики Белого дома.

Возможно также возобновление гонки вооружений между США, Россией и на этот раз Китаем. Это соперничество может поставить под угрозу и так уже нарушаемые договора по ядерному разоружению.

Несмотря на общий оптимистический тон прогноза (ни одному региону не прогнозируют катастрофических изменений, а проблемы выглядят решаемо), вызовы для Украины остаются серьезными. Впрочем, как и раньше, во многом ответ на эти вызовы лежит внутри самой страны.