Свой среди чужих: чего ожидают украинские предприниматели от нового главы налоговой, выходца из бизнеса?

Назначение людей из бизнеса руководителями налоговой и таможни — это только первый шаг к уничтожению коррупции, считают предприниматели. Но — недостаточный

Сегодня, буквально через пару часов будет объявлено имя нового главы налоговой. Как и предлагал премьер-министр Арсений Яценюк, это будет представитель бизнеса, в частности — инвест-банкир. Накануне объявления столь важной должности Delo.UA опросило экспертов и предпринимателей, чего они ожидают от нового главного налоговика страны, и верят ли, то его "бизнес-происхождение" станет прививкой от коррупции?

Вербовка управленцев в налоговую и таможню

В начале этой недели премьер-министр Арсений Яценюк предложил членам Европейской бизнес ассоциации внести свои кандидатуры на должности глав налоговой и таможни с их дальнейшим возможным утверждением на заседании правительства.

"Я публично с трибуны заявил, что Госналогслужбой и Гостаможслужбой будут руководить люди не из системы. У меня было несколько встреч с несколькими аудиторскими компаниями. Я сейчас здесь вам публично предлагаю: до завтрашнего дня соберитесь в рамках ассоциации и подайте несколько кандидатур с западным образованием и знаниями… чтобы правительство могло их утвердить", — заявил он.

"Эти люди должны разрушить нынешнюю схему и выстроить законную систему учета платежей", — прокомментировала предложение нардеп и председатель парламентского комитета по вопросам предпринимательства Александра Кужель.

ЕБА поддержала инициативу и уже отправила резюме кандидатов в Кабмин. Идея назначить главами таможни и налоговой профессионалов из бизнес-сообщества верна, считает Анна Деревянко, исполнительный директор ЕБА: "Это люди, имеющие большой практический, управленческий опыт и понимание процессов". Таких кадров, по ее словам в Украине хватает.

Один из членов Ассоциации, управляющий партнер EY Алексей Кредисов также настаивает на важности присутствия бизнесменов в управлении налоговой и таможней, так как именно высшие должностные лица "задают философию, тон и моральную установку системы". Он уверен, что под руководством людей из бизнеса должны, кроме всего прочего, увеличится поступления в госбюджет от таможни и налоговой. "Как минимум, в краткосрочной перспективе — за счет уменьшения коррупции и увеличения "белых" платежей в бюджет. Со временем — за счет улучшения бизнес-климата, увеличения торгового и инвестиционного оборота в экономике Украины", — говорит Кредисов.

Почему коррупция бессмертна

Однако, как показала практика, ни либерализация законодательной базы, ни привлечение международного опыта, ни даже использование детекторов лжи для проверки сотрудников не смогли искоренить взяточничество в уже почившем Миндоходов. Конечно, во главе министерства стоял член "семьи", которая отличилась самыми масштабными схемами отмывания денег в истории Украины, что заставляет сомневаться в искренности его намерений. Тем не менее, проблема, которую неоднократно озвучивал экс-министр Клименко, никуда не денется — она в головах рядовых сотрудников налоговой, которые срослись с коррупцией.

Поэтому Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, скептически оценивает масштаб преобразований, которые сможет обеспечить смена руководителей. Конечно, до сих пор ставили чиновников, которые бюрократизировали систему. А люди из бизнеса будут понимать интересы бизнеса. Тем более, если это будут эксперты в своей области, они смогут изменить общую политику этих органов. Однако Томашевская не верит, что это сломает систему взяточничества и коррупции: "Методология в налоговой и таможне отработана десятилетиями и может получиться так, что не человек из бизнеса сломает систему, а система сломает его. Ведь эти должности всегда считались "хлебными" — только греби деньги лопатой и выполняй план".

Проблему повального взяточничества на местах на днях обсуждал и Совет предпринимателей. Бизнесмены как в Ивано-Франковске, так и в Днепропетровске едины во мнении: чиновник, как и любой человек, имеет соблазны, а самое большое испытание — это испытание деньгами и властью. Кроме того, профессиональные чиновники и честные чиновники — это совсем не одно и тоже, и важно сейчас дать возможность профессионалам доказать честность. Назначение управленцев из предпринимательской среды — это только первый шаг на этом пути. Поэтому бизнес договорился взяться за разработку программы "100 дней жесткой борьбы с коррупцией".

К тому же, на данном этапе в существующем порядке заинтересован не только регулятор, но и собственно сами регулируемые — существующие правила составлены таким образом, что выполнив их все ни один бизнес не выживет. Тогда взятки становятся взаимовыгодным компромиссом. Львовские предприниматели озвучили мнение: "Если в один прекрасный день пропадет коррупция, это будет реализация самого страшного сна — замрет если не все, то почти все". Взять, к примеру, борьбу за "белые" зарплаты — как она может иметь какой-то эффект при ставке ЕСВ 37%? Поэтому мало поменять чиновников, нужно менять законы.

Стратегия борьбы

Представители бизнеса обозначили основные направления, на которых они сосредоточатся при разработке плана "победы над системой":

Дерегуляция. В Украине слишком много бюджетных средств тратится на содержание государственного аппарата, и эти средства идут на чиновников, которые занимаются выдачей документов, 90% из которых, по мнению бизнеса, не нужны.

Сокращение времени на получение разрешений. В частности, внедрение практики "пакетных разрешений" и электронной базы документов предприятий, к которой должны иметь доступ госслужащие.

Отмена проверок для бизнеса на время восстановления после кризиса. Бороться с последствиями деятельности прошлой власти не просто, для этого нужно, как минимум, спокойствие.

Делегирование права на выдачу разрешений и справок самоуправляющимся организациям (например, Торговой палате), чтобы правила и стандарты на рынках устанавливал сам рынок.

Децентрализация. Не только на Востоке, но и на Западе Украины предприниматели выступают за фискальную самостоятельность регионов. На сегодняшний день в областях остается только 12% от заработанного, все остальное уходит в государственную казну. В ЕС же все иначе, например в Польше этот показатель достигает 55%, в Германии — 70%.

Прозрачность налоговой системы и контроль за расходами госбюджета. Все должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и главное — на что государство их тратит.

Прозрачная система госзакупок. Через государственные закупки выводятся из легального оборота, наверное, самые значительные суммы из бюджета. Откаты, неравный доступ к тендерам и завышенные в разы цены — это последствия ограничений общественного доступа к информации о процессе.

Повышение доходов госслужащих. Очевидно, что бедный чиновник более мотивирован к коррупции. Бизнесмены выразили готовность даже сбрасываться на фонд доплаты работникам госорганов.

Для того, чтобы сломать коррупционную систему, предприниматели должны участвовать в разработке законодательной базы и контролировать деятельность госорганов. В том числе — руководителей таможни и налоговой, чтобы они, люди из бизнеса, сохраняли баланс и не поддавались соблазну влиять на рынок. Причем контролером должна быть не только ЕБА, которая представляет в основном интересы крупного бизнеса. Напомним, прошлая власть в лице Клименко тоже регулярно советовалась с этой ассоциацией и пользовалась ее поддержкой, но проблемы бизнеса никуда не делись. При выполнении этих условий будет уже не принципиально, кого именно ЕБА порекомендовала на предложенные должности.

В Ивано-Франковске существует практика: любое решение облсовета, касающееся предпринимателей, проходит через обсуждение в общественном совете, который включает руководителей средних и крупных компаний. Создание соответствующего органа на государственном уровне, который будет принимать решения о тех или иных законопроектах до того, как они попадут на рассмотрение в Парламент, могло бы повысить эффективность взаимодействия бизнеса и власти. Это форма реализации принципов Майдана, который показал — чтобы заставить власть действовать, ее нужно постоянно направлять и контролировать.