Депутаты предотвратили «кормушку»

Попытка депутатов-«регионалов» протолкнуть законопроект, создающий почву для коррупции в сфере социальных отчислений, провалилась

Верховная Рада отказалась преодолевать президентское вето на законопроект «О системе сбора и учета единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Один из наиболее скандальных в последнее время нормативных актов не получил ни одного голоса поддержки и был отклонен.

Читайте о том, что Ющенко ветировал закон о погашении долгов перед Пенсионным фондом>>>

Неожиданные доработки

Законопроект наделал немало шума с начала года. В середине января Верховная Рада оценила законопроект позитивно — за его принятие было отдано свыше 400 голосов. Такое единство парламентариев объясняется участием в подготовке документа практически всех политических сил. Ключевым нововведением одобренного документа являлся отказ от начисления работодателям и наемным работникам четырех взносов — в Пенсионный фонд, фонды страхования от безработицы, страхования от временной потери работоспособности и несчастных случаев. Вместо них авторы законопроекта предложили ввести единый сбор, который затем должен был по специальной формуле распределяться между вышеуказанными фондами.

Однако, приняв законопроект в целом, депутаты выяснили, что его окончательная редакция кардинально отличается от той, за которую они, собственно, голосовали. «Разница исчислялась 36 поправками, — подсчитал  секретарь комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда Владимир Вязивский. — Документ просто переписали после голосования». В законопроект включили пункты, которые предусматривают создание органов, управляющих деятельностью фондов, — трехстороннего совета (надзирательный) и администрации социального страхования (руководящий).

«Группа депутатов сделала попытку не только изменить систему сбора, но и установить контроль над ней», — говорит первый заместитель министра труда и социальной политики Павел Розенко. Речь идет о народных избранниках от Партии регионов, в числе которых Михаил Папиев и Александр Стоян. На телефонные звонки они вчера не отвечали.

Согласно последней редакции законопроекта, к полномочиям трехстороннего совета относится осуществление прогнозных расчетов для установления размера единственного соцвзноса, перераспределение средств между фондами и другие управленческие функции. При ежегодном размере сборов в Пенсионный и социальные фонды, исчисляемого 200 миллиардами гривен, почва для коррупции создавалась более чем благоприятная. Кроме того, авторы законопроекта предусмотрели место в системе единого социального сбора и для так называемой методологической комиссии, которая устанавливает правила ведения, обработки и подачи отчетности. «То есть предпринимателю ставили условие: либо ты самостоятельно «мучаешься» над новой электронной отчетностью, либо мы тебе подсказываем, как это делать, за небольшое вознаграждение, скажем, 1% от взноса. С 200 миллиардов в год это 2 миллиарда», — приводит пример Владимир Вязивский.

Будущее единого взноса

Стоит обратить внимание и на тот факт, что, согласно законопроекту, в трехсторонний совет должно было избираться 45 человек: по 15 представителей от государства, работодателей и застрахованных лиц (из членов правления фондов соцстрахования). А не так давно (10 марта) члены правления соцфондов от работодателей делегировали свои полномочия одной единственной организации — Федерации работодателей Украины во главе с бывшим министром топлива и энергетики, членом Партии регионов Юрием Бойко. Тем не менее отклонение законопроекта «О системе сбора и учета единого социального взноса», несмотря на вышеперечисленные недостатки, нельзя рассматривать как однозначно позитивное решение. «Мы, конечно, были за сохранение президентского вето на законопроект, но все же надеялись, что его отправят на доработку. И депутаты бы приняли документ в том варианте, в котором он был подготовлен к первому чтению. Теперь же реализация концепции единого социального взноса затягивается на неопределенное время», — сетует Павел Розенко. Однако Владимир Вязивский не склонен к такому пессимизму. «Комитет, действительно, может взять за основу текст законопроекта к первому чтению и немного доработать его. Но это займет не один день», — уверяет он.