НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Две власти на одну Молдову: почему страна скатилась в кризис и чего ждать Украине

Парламент Республики Молдова. Фото: eSP.md
Парламент Республики Молдова. Фото: eSP.md
За последние дни в Молдове воцарилось двоевластие, и ни одна из сторон отступать пока не намерена. По мнению экспертов, новая коалиция молдавского парламента нацелена не на решения в пользу страны, а на сокращение влияния олигарха Влада Плахотнюка
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Уже несколько дней Молдова планомерно скатывается в политический кризис. В стране фактически установилось двоевластие, и каждая из сторон считает, что легитимность принадлежит именно ей. По мнению экспертов, такая ситуация сложилась в результате попытки ряда политических сил сократить влияние скандально известного олигарха Влада Плахотнюка на власть в стране.

Delo.ua объясняет, что происходит в Молдове, к чему это может привести и что это значит для Украины.

Что происходит?

Истоки политического кризиса в Молдове нужно искать в результатах парламентских выборов, которые состоялись 24 февраля. Тогда попасть в парламент удалось четырем политическим силам — пророссийской и пропрезидентской Партии социалистов (которую раньше возглавлял Президент Республики Молдова Игорь Додон), проевропейскому блоку ACUM, Демократической партии Молдовы и партии "Шор". Но получить большинство не смогла ни одна из них, поэтому перед парламентариями встал вопрос формирования коалиции.

Тогда политические эксперты прогнозировали несколько вариантов развития событий, в том числе и перевыборы в результате провала коалиционных переговоров. И, по сути, переговоры действительно провалились, но ситуация стала куда серьезней.

Влад Плахотнюк. Фото: plahotniuc.md

Так, при первом взгляде на результаты выборов казалось, что в наиболее выигрышном положении оказалась политическая сила главного молдавского олигарха и опытного политического игрока Влада Плахотнюка — Демократическая партия Молдовы (ДПМ), поскольку коалиция без ее участия выглядела маловероятной. Но оказалось, что только выглядела — после трех месяцев безуспешных переговоров неожиданно объединились пророссийская Партия социалистов и проевропейский блок ACUM (которые в целом исповедуют разные принципы и намерены вести страну в разные стороны).

Объединились и что?

Конституционный суд (КС) Молдовы заявил, что последним сроком для создания большинства в новоизбранном парламенте и назначения нового правительства являлось 7 июня (хотя этот срок стороны трактовали по-разному). 8 июня КС постановил, что парламент подлежит роспуску.

Но в этот же день социалисты (к которым ранее принадлежал и Додон) и блок ACUM на экстренном заседании решили объединиться и назначить правительство во главе с премьер-министром Майей Санду(лидером партии "Действие и солидарность"). На этом же заседании, которое прошло в полутемном сессионном зале и без помощи технических сотрудников, которые не вышли на работу, депутаты провозгласили Молдову "захваченным государством", намекая, что все ключевые госстурктуры, в том числе и КС, подконтрольны лидеру Демократической партии Плахотнюку.

Президент Молдовы Игорь Додон

В ответ КС Молдовы выдал решение, что все новые назначения были антиконституционными. А после — отстранил Додона с поста президента и назначил временно исполняющим его обязанности и.о. премьер-министра Молдовы демократа Павла Филипа. И уже он и издал указ о роспуске парламента и назначил выборы на 6 сентября. Однако ни правительство, ни парламент его не выполнили.

Таким образом в Молдове фактически появилось двоевластие, и каждая из сторон настаивает, что легитимность есть именно у нее. Более того, утром 9 июня в Молдове неизвестные заблокировали ряд зданий госучреждений, не пропуская туда представителей новоназначенной власти. С другой стороны, новую коалицию и назначенное ею правительство поддержали в ряде стран ЕС и России, а в НАТО стороны политического конфликта призвали к спокойствию и диалогу.

В понедельник, 10 июня, оба правительства провели параллельные заседания, но уже 11 июня Додон отменил указ Филипа о роспуске парламента.

Что стало причиной?

В корне проблемы в Молдове четко стоит фигура Влада Плахотнюка, который за время правления Демократической партией сумел сконцентрировать в своих руках немало рычагов воздействия на молдавскую политическую систему (и это касается и Конституционного суда, и силовых структур). И если доказательств его прямого влияния нет, то неформальное влияние существует, говорит заместитель председателя правления Совета внешней политики "Украинская призма"Сергей Герасимчук.

"Плахотнюк — это одна из самых влиятельных персон в стране. У него есть огромные ресурсы и возможности надавить на нужные ему рычаги. Сейчас его противники видят возможность это влияние кардинально уменьшить, и они настроены довольно решительно использовать эту возможность", —  в свою очередь говорит директор Института социально-политического прогнозирования "Диалог" Андрей Миселюк.

Как отмечает исполнительный директор направления "международная политика" Украинского института анализа и менеджмента политики  Владимир Воля, в Молдове сложился ситуативный союз, направленный на то, чтобы уменьшить количество игроков, которые определяют внутриполитическую конфигурацию в стране. А Плахотнюк и его окружение стали очень нежелательными игроками в ее политике.

"У Игоря Додона, Президента Республики Молдова (РМ), который является фактическим лидером социалистической партии РМ, уже давно были и высокие политические амбиции, и желание отомстить Владу Плахотнюку за постоянные отстранения его от власти Конституционным судом, когда он отказывался подписывать указы о назначениях в правительстве Молдовы. Сейчас у него выпал случай это осуществить, причем красивым способом", — говорит эксперт.

При этом, с одной стороны, Додон полагается на поддержку Москвы, а с другой — у него есть возможность получить поддержку европейцев и представителей других западных стран, которые считают, что новоназначенное правительство может вывести Молдову на европейский вектор (в то время, как их предшественники себя в этом вопросе скомпрометировали).

С другой стороны, если внешняя легитимность у новой власти есть, то с ее легальностью в самой Молдове возникли проблемы, отмечает эксперт.

"Один из двух нынешних премьеров Павел Филип апеллирует именно к решению Конституционного суда Молдовы, говоря о том, что он руководствуется Конституцией, а не пресс-релизами со стороны западных государств или РФ. То есть возникает конфликт легальности и легитимности", — говорит Герасимчук.

А Влад Плахотнюк, в свою очередь, заявляет, что социалисты и ACUM пытаются узурпировать власть в стране.

Что будет дальше?

На самом деле новая коалиция молдавского парламента имеет мало шансов на жизнь, в силу кардинально разных политических векторов. Да и вся страна расколота надвое между сторонниками дружбы с Россией и сторонниками движения в Европу, и природа этого раскола неустранима, отмечает  Андрей Миселюк. Да и члены коалиции признают, что они "дружат против Плахотнюка", а не сотрудничают ради достижения какой-то конкретной цели, говорит Герасимчук.

По мнению эксперта, так или иначе, но Молдова пойдет на новые парламентские выборы — или в результате политического компромисса с Плахотнюком, или это произойдет в силу разногласий в коалиции.

Но сам Плахотнюк вряд ли просто уйдет из власти в Молдове. Для него это очень рискованно, потому в зоне риска оказывается не только его власть, но и состояние, и свобода, говорит эксперт.

В сложившейся ситуации вариантов развития событий, по мнению эксперта, есть несколько. Один из них — это компромиссное решение, предусматривающее досрочные парламентские выборы, но уже по пропорциональной системе, а не смешанной. Отметим, что 24 февраля парламентские выборы в Молдове впервые проходили по смешанной системе: 50 депутатов из 101 избирались по партийным спискам, остальные — по одномандатным округам.

С другой стороны, по мнению Герасимчука,  если Плахотнюк и будет уходить, то, с его точки зрения, социалисты должны будут понести потери — он будет требовать расследования российского вмешательства или, например, говорить о финансовой поддержке социалистов со стороны Москвы, незаконной в Молдове. Так, на молдавских телеканалах показали видеозапись, сделанную скрытой камерой, на которой Додон признается Плахотнюку в том, что соцпартия финансируется из РФ.

Встреча Игоря Додона и Влада Плахотнюка. Скриншот видеозаписи publika.md

Третий вариант развития событий — эскалация конфликта. Это может привести к изоляции Республики Молдова со стороны западных партнеров, которые не воспримут силовое подавление после всех заявлений о поддержке нового парламента и правительства. Если Плахотнюк сохранит свою власть в таких условиях, то существует риск репрессий политических оппонентов и того, что он развернется в сторону Российской Федерации, считает Герасимчук.

Впрочем, по мнению экспертов, вариант с тем, что конфликт из властных кабинетов перейдет на улицы и вызовет акции протеста народа, маловероятен.

"Сейчас вопрос даже не в том, насколько изменится внешнеполитический курс Молдовы, а в том, сохранится ли политическая стабильность в государстве, поскольку фактически получилось двоевластие. И это пугает многих западных партнеров молдавского правительства и не является позитивным фактором для внутриполитической ситуации в Молдове, в том числе в контексте наличия проблемы Приднестровья", — отмечает  Владимир Воля.

Тем не менее, по мнению эксперта, выход из этого тупика, скорее всего, будет дипломатическим или политическим способом, хотя двоевластие в Молдове все же некоторое время сохранится.

Почему это важно для Украины?

Политическое противостояние в соседней стране в принципе обойти Украину боком не может. Особенно в вопросе федерализации и предоставления особого статуса Приднестровью (на той же видеозаписи со скрытой камеры Додон и Плахотнюк обсуждали идею федерализации Молдовы).

"Федерализация — это наиболее острый момент, потому что речь идет о том, чтобы применить молдавскую модель федерализации и для Донбасса, что для нас недопустимо. Эту модель нам уже предлагала Россия в 2014 году, и мы от нее отказались, и именно поэтому у нас и идет война — из-за того, что мы отказались от этой идеи, и мы понесли значительные потери", — объясняет Герасимчук.

Второй опасный для Украины момент — присутствие российских войск на территории Приднестровья и легализация этого присутствия.

"Сейчас существует риск, что либо Плахотнюк, обиженный на весь мир, согласится на это присутствие, или же Додон и социалисты в новой коалиции попробуют протолкнуть идею легализации российских войск. Нас это тоже не устраивает, потому что мы вместе с Молдовой длительное время, даже на уровне ООН, поднимали вопрос о выведении российских войск с территории Приднестровья", — говорит эксперт.

В украинском Министерстве иностранных дел опасность "дружбы" Молдовы с Россией в этом вопросе тоже уже отметили. По словам министра иностранных дел Павла Климкина, перспектива российского плацдарма в Молдове будет создавать угрозу югу Украины.

Дарья Нинько, специально для Delo.ua