- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Эксперт: Реальный госдолг США почти в два раза меньше, чем его "рисуют" американцы
США – уникальная страна. Во многих отношениях. Например, это единственная развитая страна, имеющая ограничение по общему объему государственного долга.
Это ограничение появилось очень давно, еще в те далекие времена, когда доллар был жестко обеспечен золотом. И, вероятно, для обеспеченной валюты оно имело смысл.
Однако, после отмены "золотого стандарта" и введения Ямайской валютной системы доллар (как и большинство других валют) стал полностью необеспеченными (фиатными) деньгами, а ограничение по абсолютному размеру государственного долга осталось.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЗадолжать самому себе
Для того чтобы понять всю степень идиотичности (здесь и далее: орфография и сленг автора сохранены в полном объеме – ред.) этого ограничения нужно для начала беспристрастно посмотреть из чего состоит знаменитый "самый большой в мире американский госдолг".
США (и в этом они похожи на большинство остальных нормальных стран) размещают государственный долг преимущественно в различные типы ценных бумаг – облигации (bonds), ноты (notes, среднесрочные облигации) и казначейские векселя (bills).
Кроме того, США (и в этом они отличаются от многих других стран) выпускают специальные облигации для правительственных счетов, так называемые Government Account Series или, сокращенно, GAS, – это уникальный тип облигаций, принадлежащих самому правительству США (какому-либо из ведомств или фондов).
То есть, по этим ценным бумагам Правительство должно самому себе. GAS учитываются в разделе "внутриправительственного долга" (intragovernmental holdings) и не торгуются ни на каких рынках. Это не активы, и не обязательства – когда вы должны самому себе о каких активах или обязательствах можно говорить? Это способ бухгалтерского учета, который, по разным причинам, был избран в своё время именно таким. Подробнее об этом на русском языке можно почитать здесь.
Несмотря на тот очевидный факт, что государственный долг, находящийся в собственности самого государства, долгом в общепринятом смысле не является, он, тем не менее (и это очень важно понять), продолжает учитываться в общем объеме государственного долга, лимит по которому устанавливает Конгресс США.
Банкам в помощь
Также необходимо обратить внимание на краткосрочные (до года) казначейские векселя (bills). Во многих странах мира, подобные инструменты используются исключительно для управления ликвидностью банковской системы и вообще не числятся на балансе правительства.
Например, в России, правительство вообще не выпускает векселя подобного рода – этим занимается Центральный Банк, выпуская Облигации Банка России (бобры, в просторечии). Центральный банк США (ФРС) не может выпускать долговые ценные бумаги, однако, с необходимостью управления ликвидностью ежедневно сталкивается – банковской системе нужно добавлять резервы или изымать избыточные.
И ФРС использует для этого казначейские векселя, которые числятся на балансе Правительства. Разница очень существенна и, если, к примеру, банку России понадобится изъять очень большой объем ликвидности, то он выпустит очень много бобров, причем это никак не повлияет на статистику государственного долга РФ (исключая так называемый "госдолг в расширенном определении").
В США же каждая операция ФРС по изъятию ликвидности таким способом повлечет за собой выпуск дополнительных казначейских векселей и будет учтена в общей статистике объема государственного долга, лимит по которому устанавливает Конгресс США.
Таким образом, знаменитый "самый большой в мире американский госдолг" размером в 15 триллионов долларов в действительности учитывает: а) то, что долгом не является вообще и б) инструменты по управлению краткосрочной ликвидностью банковской системы.
"Реальный" госдолг США на $6 трлн. меньше официального
Так что же ограничивает Конгресс США, ограничивая размеры государственного долга? Ведь речь идет обо всей сумме, а не о ее структурных составляющих. Может быть, Конгресс США хочет ограничить способность Правительства "занимать" деньги самому себе? Или, может быть, Конгресс США хочет уменьшить возможности ФРС по управлению ликвидностью?
О чем все эти жаркие, до хрипоты, дебаты? О сущности, состоящей из яблок и апельсинов. Цифра суммарного объема государственного долга США, которую можно увидеть во всех СМИ и во всех официальных отчетах, не имеет физического смысла.
Соответственно, не имеют ни малейшего смысла и все производные этой цифры, в частности, не менее знаменитое соотношение госдолга к ВВП, которое так полюбили американские конгрессмены.
Сравнение же США по этому параметру с другими странами, где методика учета государственного долга сильно отличается от американской – вообще операция, достойная Шнобелевской премии.
Можно совершенно определенно утверждать, что каждый, кто оперирует этой цифрой в каких-либо расчетах или политических спорах вообще не понимает предмета своих изысканий и является либо воинствующим дилетантом, либо, как многие американские конгрессмены, – просто дебилом.
В первом приближении, из неё необходимо исключить апельсины и мандарины, оставив только яблоки. Давайте это сделаем, воспользовавшись официальной табличкой (англ.):
TABLE I -- SUMMARY OF TREASURY SECURITIES OUTSTANDING, DECEMBER 31, 2011
|
|||
(Millions of dollars)
|
|||
Amount Outstanding
|
Totals
|
||
Title
|
Debt Held
|
Intragovernmental
|
|
By the Public
|
Holdings
|
||
Marketable:
|
|||
Bills
|
1 519 462
|
1 056
|
1 520 517
|
Notes
|
6 598 894
|
6 162
|
6 605 056
|
Bonds
|
1 060 111
|
4 001
|
1 064 112
|
Treasury Inflation-Protected Securities
|
738 532
|
223
|
738 755
|
Federal Financing Bank
|
0
|
8 441
|
8 441
|
Total Marketable
|
9 916 999
|
19 884
|
9 936 882
|
Nonmarketable:
|
|||
Domestic Series
|
29 995
|
0
|
29 995
|
Foreign Series
|
2 986
|
0
|
2 986
|
State and Local Government Series
|
152 058
|
0
|
152 058
|
United States Savings Securities
|
185 278
|
0
|
185 278
|
Government Account Series
|
159 019
|
4 754 900
|
4 913 919
|
Hope Bonds
|
0
|
493
|
493
|
Other
|
1 328
|
0
|
1 328
|
Total Nonmarketable
|
530 664
|
4 755 394
|
5 286 058
|
Total Public Debt Outstanding
|
10 447 663
|
4 775 277
|
15 222 940
|
Источник: http://blogberg.ru
Убираем апельсины ("долг" правительства самому себе) и мандарины (краткосрочные векселя, являющиеся инструментом по управлению ликвидностью). 15 222 940 — 4 775 277 — (1 519 462 + 1 056) = 8 929 257 млн долл.
ВВП США 15176,1 млрд долл, таким образом, соотношение к ВВП – 8 929 257 / 15 176 100 = 0,585, что означает, что Правительству США нужно 0.585 года (7 месяцев), чтобы расплатиться со всеми кредиторами, направляя на выплаты 100% ежемесячно производимого ВВП.
По-хорошему, из этой цифры нужно ещё вычесть ВЕСЬ государственный долг, находящийся на балансе ФРС. ФРС не является Правительственным ведомством и не учитывается во "внутриправительственном долге", однако, по существу, ФРС – такой же государственный орган, как и министерство финансов, и государственный долг, принадлежащий ФРС, – это государственный долг, принадлежащий самому государству.
Желающие могут произвести подобные расчеты для Германии, Великобритании и Японии, приняв во внимание соответствующие методические особенности учета государственного долга, имеющиеся в каждой стране, получить сравнимые цифры и сопоставить их.
А американским конгрессменам следует внять совету Пола Кругмана, прекратить бессмысленные диспуты на тему "соотношения госдолга к ВВП", основанные на ничего не значащей цифре, и таки сосредоточиться на своих прямых обязанностях – создавать законодательные возможности для обеспечения экономического роста и благосостояния своих избирателей.
Ну или вспомнить для начала арифметику и изучить основы бухучета. А "планку" госдолга в нынешнем виде давно пора вообще отменить, за полной ненадобностью.