ЕС должен знать, на какие жертвы идет Болгария

В интервью Euronews президент Болгарии Георгий Пырванов рассказал о серьезных уступках, на которые болгары идут ради европейского будущего

– Господин президент, с 1 января нового года Болгария вступает в ЕС. Но Европейская Комиссия уже сейчас выдвигает определенные условия и меры предосторожности. Какими могут быть последствия?

– Мы можем уверенно говорить, что Болгария находится на таком же уровне готовности, как и те десять государств, которые присоединились к ЕС в мае 2004 года. Поэтому мы надеемся, что не будет никаких двойных стандартов, и Брюссель примет такие же меры, как в 2004 году. Меры предосторожности — предмет настоящего беспокойства. Я не считаю, что они могут стать мотивирующим фактором для дальнейших реформ. Наоборот, они могут лишить болгарский народ уверенности.

Конечно, я хотел бы, чтобы мы нашли хорошую формулу сотрудничества с нашими европейскими коллегами. Таким образом, с определенного времени реформы станут приносить успех, особенно в тех отраслях, которые мы определили как нуждающиеся в особом внимании.

– А именно в области борьбы с преступностью, коррупции, судебной реформы, коренных изменений в системе здравоохранения — тех вопросах, которые далеки от развязки. Зачем было вступать в ЕС с такой спешкой вместо того, чтобы получить больше времени на подготовку?

– Любая дальнейшая отсрочка, даже на один год, могла разочаровать наш народ. Существуют договоренности, они должны исполняться и строго контролироваться, — в ЕС все так говорят. Я могу только согласиться с этим. Я приведу вам пример: Болгария обязалась закрыть два энергоблока Козлодуйской АЭС. Работа по этому направлению ведется, несмотря на то, что такое решение было несправедливым по отношению к Болгарии и болгарскому народу. Очень важно, чтобы Европа осознала, на какие жертвы и потери идет наш народ для выполнения своих обязательств.

– Возвратимся к энергетической теме. Вы упомянули Козлодуйскую АЭС. Когда это случится? Опасаетесь ли вы конкуренции со стороны Румынии в энергетической сфере?

– Болгария действительно имеет амбиции в области энергетики и хочет сохранить позиции энергетической оси региона. Этого можно достичь разными путями. Мы хотим развивать атомный сектор. Мы строим новые ядерные мощности, которые будут отвечать европейским и мировым стандартам. Болгария также стремится заполучить статус главного транзитера газа и бензина с востока на запад.

– Вы поддерживаете вступление Турции в ЕС? Если да, то почему?
– Поскольку Турция является соседним государством, то мы, конечно, заинтересованы в ее движении в европейском направлении, а в итоге — и членстве. Спешу заметить, что для достижения этого Турция должна, как это было в случае с остальными кандидатами, сделать конкретные и сложные шаги, необходимые для соответствия всем экономическим, политическим и другим критериям ЕС.