- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Переговоры в Берлине по транзиту газа: что ждет Украину
В четверг 19 декабря 2019 года состоится следующий раунд переговоров Украина-Россия-ЕС о транспортировке природного газа через нашу газотранспортную систему. От того, договорятся ли о транзите, и на каких именно условиях это произойдет, зависит многое, в том числе и рыночная цена на газ. Как для промышленности, так и для украинского населения, которое выходит в рынок уже с мая 2020 года. Корреспондент Delo.ua разбирался в сильных и слабых сторонах Украины на этих переговорах.
В чем суть
"Мы идем с сильной позицией и рассчитываем на конструктив всех участников процесса. Мы ни в каком случае не будем отступать от защиты украинских интересов в газовых переговоров. В свою очередь, для Украины является приоритетом подписание долгосрочного договора с четкими объемами транспортировки газа, что обеспечит стабильность на энергетических рынках Европы и снижение цен для конечных потребителей", — заявил глава Минэкоэнерго Алексей Оржель.
Сильная позиция — это, безусловно, победы "Нафтогаза" над "Газпромом" в Стокгольме и других международных судах, в результате чего российская компания оказалась должна нам около $5 млрд, 2,1 из которых мы уже получили. Сейчас в том же арбитраже висит еще один иск с требованием пересмотреть транзитный тариф с 13 марта 2018 года до конца 2019 года и выплатить "Нафтогазу" компенсацию в объеме $11,8 млрд , а также проценты и дополнительную плату в $448 млн по другим обязательствам.
Усиливают позиции Украины и заполненные хранилища. В интервью Delo.ua заместитель директора дивизиона "Интегрированный газ" и директор Газопоставляющей компании "Нафтогаз Украины"Максим Рабинович рассказал, что в хранилищах находятся рекордные 20 млрд кубов газа. Кроме того, готовясь к возможным проблемам, компания благодаря форвардным контрактам сумела застраховать от скачков население и теплокоммунэнерго, прогарантировав их цену до включительно до апреля-2020. "Сегодня по оценкам наших аналитиков, которые построили несколько моделей развития событий (от позитивной до кризисной), мы спокойно проходим отопительный сезон", — говорит Рабинович.
Кроме того, Украина подписала соглашение о реверсе газа из Румынии, которое позволяет свободно транспортировать газ в Украину и Молдову из Южной Европы и Турции. С 1 января мощность в точке "Исакча1 — Орловка1" в направлении Румынии составит 17,8 млн кубометров в сутки, в направлении Украины — 15,8 млн кубометров в сутки. Правда, глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что вероятность подписания транзитного контракта с 1 января стремится к нулю. Правда, причин такого прогноза Коболев не озвучил.
Европе газа хватит
Ученые из Института по изучению экономики энергетики при Кельнском университете, проанализировавшие возможные последствия для европейских потребителей прекращения украинского транзита в случае срыва трехсторонних переговоров по газу между Россией, Украиной и ЕС, тоже не видят причин для особой паники. Deutsche Welle приводит результаты этого исследования, согласно которому в случае прекращения украинского транзита, газ подорожает в январе в Германии, на крупнейшем рынке ЕС, а также в Дании, Нидерландах, Чехии и Швеции на 5%, в Бельгии, Великобритании, Ирландии и Франции — на 3%, в Словакии и Венгрии — на 4%. В то же время в Италии и Хорватии цены вырастут на 9%, в Австрии и Словении — на 10%. Правда, вот в Румынии они подскочат на 18%, в Болгарии — на 24%, в Греции — даже на 45%, хотя эта страна и обладает терминалом по приему СПГ, который в сценарии EWI будет работать на полную мощность. Если в январе ударят еще и сильные морозы, то греческим потребителям придется платить даже на 56% больше, чем сейчас, тогда как в Германии, к примеру, рост цен составит порядка 7%.
Предыдущая газовая война России и Украины заставила европейцев оградить себя от повторения подобных проблем. "После газового кризиса 2009 года ЕС много инвестировал в европейскую газораспределительную систему и вывел ее на высокий уровень", — сказал руководитель авторского коллектива Зимон Шульте. Хранилища заполнены под завязку, есть "Северный поток". В общей сложности, в зависимости от температуры, Европа за первый квартал 2020 года потеряет 1,5 — 2,1 млрд евро. "Газпрому" же, уверяют ученые, сокращение экспорта выльется в 3,4 млрд евро, Украина потеряет полмиллиарда.
Позиция РФ
В то же время, Россия активно лоббирует и достраивает "Северный поток-2", который должен заработать уже следующей осенью. С "Турецким потоком" пока проблемы. Конечно, новые системы не столь гибкие и удобные, как украинская ГТС, но в следующем году нам стоит ждать обострения газовых разборок. США пытается помешать санкциями, однако в проекте завязло слишком много денег и он будет закончен просто по инерции. Замглавы МИД РФ Александр Панкин в заявил, что транзит продолжать готовы — на своих условиях. В частности, Украина должна отказаться от арбитражей и всех претензий, а контракт продлят всего на год. До этого Владимир Путин намекнул, что Украина может отказаться от реверса из Европы и покупать газ у России напрямую, как раньше.
Возможен раунд весной
О чем смогут договориться 19 декабря — прогнозировать сложно. Эксперты не сходятся в едином мнении относительно будущего переговоров и лучшей стратегии. "После того, как умеренно позитивно прошла встреча "нормандской четверки" в декабре 2019 года, можно ждать, что переговоры по газу принесут положительный результат для будущего транзита газа через Украину", — говорит аналитик Teletrade Сергей Родлер. Но сразу напоминает о козырях Кремля: из-за "Северного Потока — 2" и "Турецкого Потока" поставки в Европу через Украину могут быть минимальными. Что не может не сказаться на экономике: потеря $3 млрд будет ощутимой.
При этом, эксперт негативно оценивает заявление "Нафтогаза" о том, что переговоры могут возобновиться весной 2020 года. По мнению Родлера, это станет посылом для замедления темпов роста ВВП.
А вот политический аналитик Александр Палий уверен: стоять на своем нужно до конца. "Ключевой вопрос сейчас — это компенсация решений по Стокгольму. Мы выиграли около 5 млрд долларов, 2,1 они уже отдали, еще почти три должны получить. Владимир Зеленский заявил, что мы можем взять эти средства газом. И это нормальное компромиссное решение. Отказываться от этих денег нельзя, поскольку это годичное газоснабжение страны, — говорит он. Однако, могут быть последствия. Теоретически, считает Палий, могут быть ограничения поставки газа через украинскую ГТС, в результате чего нам придется обеспечивать потребности собственными запасами. Однако для России это грозит штрафами за непоставку газа от южно-европейских потребителей.
Главное, что следует запомнить: Украина действительно хорошо себя показывает в европейских судах, аргументированно и убедительно доказывая свою правоту. Но нужно помнить и о следующей зиме.
Политический газ
Следует понимать, что история газовых конфликтов между Россией и Украиной упирается в далекие 90-е года.
В наследство от СССР России достались огромные запасы газа, а нам — большая и удобная труба в Европу. Из-за чего, хочешь не хочешь, приходилось и ссориться, и договариваться.
В 1993 году Рем Вяхирев, тогдашний глава "Газпрома", пообещал отключить газоснабжение Украины за долги. Конфликт замяли. В 1994 и 1995 поставки даже приостанавливались.
С 1997 мы рассчитывались за газ, в основном, бартером: приютили Черноморский флот, передавали стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты. Но все было более-менее мирно.
После Оранжевой революции начались крупные газовые конфликты. В 2005-2006 отменили бартер и сделали отдельные контракты на закупки и транзит газа. Цена выросла. В 2008-9 годах "Газпром" остановил трубу на 17 дней, в том числе и поставки в Европу. Появилось формульное ценообразование,цена снова выросла, но затем, с приходом к власти Виктора Януковича, упала — взамен на продление аренды бухт Черноморского флота и другие преференции.
В 2014 году "Нафтогаз" подал первый иск против "Газпрома". В 2015 Украина, устав от политических игр, полностью отказалась покупать российский газ напрямую и закупает его же, но реверсом — из Европейского Союза.
Суммируя, можно сказать, что газ всегда был перенасыщен политикой. Экономические мотивы здесь зачастую оказывались второстепенными. По крайней мере, для российской стороны. Нас же больше интересует труба, приносящая 3 млрд евро в год и газ для населения и промышленности.
Дмитрий Бунецкий, специально для Delo.ua