Где спрятано экономическое чудо Монголии

Секрет успеха Монголии: увеличение добычи ископаемых, рост объемов экспорта и налоговая реформа. Геологические данные страны делают ее самым привлекательным объектом по добыче угля, меди и золота для инвесторов со всего мира

Последние 20 лет после распада СССР Монголия, как и Украина, строила свое государство. Независимость страна обрела еще в 1921 году, но окончательно избавиться от зависимости от Союза ей удалось только в 1990-м. На сегодня Монголия демонстрирует рост и улучшение положения в экономике: уменьшение государственного долга, отсутствие дефицита бюджета, тройной рост ВВП за три года, снижение налогов путем проведения реформы. И это только начало.

Двигатель прогресса

Локомотив монгольской экономики — горнодобывающая отрасль. Благодаря тому, что страна активно добывает уголь, медь, золото и другие дорогостоящие на рынке ресурсы, финансовые показатели стремительно растут. Сегодня ВВП на душу населения составляет $2100, а в 1997-м было всего $500. Как отметил Дашдорж Лувсандаж, советник президента Монголии по экономическим вопросам, если положительная тенденция сохранится, то уже через три года ВВП на душу населения составит $6000.

В стратегический план развития экономики входит привлечение инвестиций. Особенно это касается горнорудной отрасли. По словам министра минеральных ресурсов и энергетики Монголии Дашдоржа Зоригта, в прошлом году было экспортировано 16,6 млн. тонн угля, и ожидается, что в следующем году данный показатель достигнет 30 млн. тонн. 90% этого ресурса уходит в Китай. Особый импульс к развитию ГМК страны получил после усовершенствования закона о недрах, которое проходило в несколько этапов: в 1994-м, 1997-м и 2004 годах. Кроме того, положительно повлияла и конъюнктура на рынке, а именно, рост экономики южного соседа — КНР.

Правительство делает ставку на развитие ГМК и в будущем периоде. Так, на инвестиционной карте Монголии есть 15 крупных проектов, которые определят вектор развития на ближайшие 100 лет. Конечно же, предсказать будущее сложно, но спланировать направления, в которых нужно "копать" в прямом и переносном смыслах слова, возможно. Наиболее известные и масштабные проекты ближайшей перспективы — Таван Толгой (добыча коксующегося угля) и Ойю Толгой (добыча меди и золота). Ойю Толгой находится в южной части пустыни Гоби, в 40 км от границы с Китаем. По мнению Дашдоржа Зоригта, этот проект позволит обеспечить 10%-ный рост ВВП ежегодно. Поучаствовать в проекте на данный момент могут Ivanhoe и Rio Tinto, которые также хотят заручиться поддержкой международных финансовых организаций — Межународной финансовой корпорации (МФК) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Но как рассказала Владлена Марцинкевич, ассистент программы содружества со странами Центральной Азии, пока компаниям это не удается — они не соблюдают международные стандарты, и МФК отослала на доработку экологическую оценку проекта. "В ходе общественного форума, организованного нами с 50 жителями близлежащего к Ойю Толгой городка Хамбогта, местные жители неоднократно жаловались на острую нехватку воды (для производства необходимо 925 л/сек.!), рост респираторных заболеваний среди детей от пыли и смертность скота, вызванную строительством инфраструктуры для рудника, — констатирует Владлена Марцинкевич. — В настоящее время более очевидным после нашего визита является то, что крупномасштабные разработки полезных ископаемых, особенно в суровых климатических условиях пустыни, не совместимы с существованием традиционного образа жизни скотоводов, поскольку эти кочевники страдают и находятся на грани вымирания".

Второй проект Таван Толгой находится всего в 100 км от Хамбогта — в городке Цогтцэций. Проект заслуживает особого внимания, так как результаты его работы ощутят в своих кошельках жители всей страны. Правительство приняло решение выдать часть акций населению с запретом на их перепродажу в ближайшие несколько лет. По мнению высших государственных чиновников, это поможет избежать ситуации, когда кто-то скупает акции, а население, не понимая перспектив, их продает. "Когда люди будут получать деньги только за то, что они родились в богатой стране, тогда благосостояние населения будет расти", — говорит политик. Государственная доля этого проекта составит 34% акций, часть из них будет роздана людям. Поучаствовать в этом проекте хотят разные компании и страны (Китай, Россия, Корея, Канада, Бразилия и пр.). Сейчас проходит тендер, и ожидается, что в ближайшее время будет известен пул инвесторов. Среди основных требований к инвесторам — передовые технологии, готовность создавать рабочие места и инвестировать в местное население и добавочную стоимость. В правительстве уверены, что именно эти проекты будут визитной карточкой Монголии в ближайшие десятилетия и выведут ее на международную арену. Как рассказал директор KPMG MN LLC Донг Сик Сон, в ближайшие годы монгольская госкомпания Erdenes Tavan Tolgoi планирует провести IPO месторождения Таван Толгой, что неизменно повлечет за собой новый приток инвестиций в инфраструктуру, недвижимость и финансовый сектор страны. Однако к проблемам, которые есть у Монголии, можно отнести слабую транспортную инфраструктуру. "Поскольку Монголия не прилегает к морю, товары приходится транспортировать через Россию или Китай. Конечно, в силу такой зависимости иногда происходят некоторые неожиданности", — рассказывает Донг Сик Сон.

Развитию предпринимательства поспособствовала налоговая реформа, в результате которой налоговые ставки снизились до 10%. В то же время банки предлагают кредиты под невысокие проценты — от 6% годовых, и тенденция идет к уменьшению процентных ставок. Развивается банковский сектор только за счет местных банков. В Монголии до сих пор нет представительств крупных зарубежных финучреждений. Почему так — власти затрудняются ответить и говорят о том, что должны развиваться свои финансовые институции. В планах — развивать фондовый рынок как внутри страны, так и выводить компании на зарубежные площадки.

Белое золото пустыни

Еще одна изюминка монгольской экономики — производство кашемира. По объемам его экспорта Монголия занимает второе место в мире. Ценность мягкого золота в том, что здесь кашемир производится из пуха, а не из шерсти, как в других регионах. Интерес к нему проявляют не только на территории производителя, но и в Италии, Франции, Англии, России, США. Известные дизайнеры закупают как пряжу, так и готовые изделия, сделанные по предложенным ими лекалам. На фабрике, где пришлось побывать, отказались называть имена модных домов, с которыми сотрудничают. Однако, по непроверенным данным, сейчас одна из крупнейших фабрик ведет переговоры с известным французским брендом поставке готовой продукции и сырья. Высокое качество кашемировых изделий обусловило высокую цену. Так, средняя стоимость джемпера — от $100, женского платья — от $180-200. А популярные изделия из верблюжьего кашемира — от $280. Наиболее известные местные торговые марки — "Гоби" и "Гойо".

Читайте также:  Эксклюзивное интервью президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа, в котором он рассказал о приоритетах развития государства, предстоящих реформах и поделился секретами успеха роста экономики