Госаудиторы, в отличие от юристов, не нашли нарушений в тендере по Mitsubishi для полиции

Государственная аудиторская служба сначала сообщила, что закупка Нацполицией автомобилей Mitsubishi на 959 млн гривень содержит признаки недействительности. Потом же заявила, что полицейские имели полное право закупать авто по переговорной процедуре. Тем не менее, юристы соглашаются с первоначальным выводом аудиторов

Государственная аудиторская служба считает, что Национальная полиция не нарушала законодательство, закупая автомобили Mitsubishi Outlander на 959 млн грн по переговорной процедуре. Об этом свидетельствует официальный ответ Госаудитслужбы от 10 марта на запрос Нацполиции.

"По результатам анализа информации и дополнительных документов было установлено, что Центр обслуживания подразделений Национальной полиции Украины входит в общую систему Нацполиции. Согласно положению учреждение может осуществлять обеспечение центрального органа управления НПУ и ее межрегиональных территориальных органов необходимыми материально-техническими ресурсами", — идет речь в ответе Госаудитслужбы.

Согласно заключению аудиторов, это свидетельствует о правомерности закупки автомобилей по переговорной процедуре.

Тем не менее, днем ранее, то есть 9 марта, Госаудитслужба прислала ответ на запрос организации Transparency International и сообщила, что договор о закупке содержит признаки недействительности. Ведь Центр обслуживания подразделений Нацполиции отсутствует в перечне заказчиков, которые могут покупать что-либо по переговорной процедуре для потребностей обороны.

Юристы в комментарии Delo.UA сообщили, что Нацполиция все же нарушила законодательство при проведении закупки автомобилей. Так, управляющий партнер АО "Suprema Lex" Виктор Мороз считает, что тендер изначально был с нарушением, так как "цели и интересы обороны" Нацполиции никак не касаются.

"Национальная полиция в этом ключе никаких функций не осуществляет. Их осуществляет Минобороны, Антитеррористический центр при СБУ, а также по отдельным вопросам привлекается Министерство внутренних дел, а не Национальная полиция. Потому оснований проводить закупки по переговорной процедуре у Нацполиции не было", — поясняет Виктор Мороз.

При этом отменить тендер, вернуть уплаченные деньги и закупить автомобили по новой процедуре можно, считает юрист. Но только если Государственная аудиторская служба проведет проверку и вынесет предписание, где будет указано, что именно нарушил Центр обеспечения подразделений Нацполиции. Далее Госаудитслужба могла бы подать в суд иск о признании процедуры проведения тендера недействительной и отмены его результатов. Соответственно после этого можно будет требовать вернуть обратно уплаченные средства, отмечает Виктор Мороз.

Напомним, в конце прошлого года Национальная полиция закупала 635 автомобилей Mitsubishi Outlander PHEV на 959 млн грн. Тендер проводился по переговорной процедуре, где участвовала только одна компания, — официальный дилер Mitsubishi в Украине "Нико Диамант". Нацполицию не преминули обвинить в нарушении законодательства. Мол, техническая документация была выписана под конкретного поставщика, который к тому же предложил завышенную цену. Тем не менее, Нацполиция все же перевела всю сумму договора на счета компании "Нико Диамант". А месяц спустя, 3 февраля 2017 года, министр внутренних дел Арсен Аваков опубликовал дополнительное соглашение, согласно которому поставщик обязан вернуть в бюджет сумму "скидки" от корпорации Mitsubishi — 124 млн грн.