Грузия — в состоянии войны с Россией

Михаил Мачавариани, вице-спикер парламента Грузии

Грузия начала полномасштабную войну против Южной Осетии, несмотря на то что президент Саакашвили объявил мораторий на ведение боевых действий в регионе. Как можно это объяснить?

После того как президент Саакашвили объявил мораторий, наши дипломаты развернули активную работу для разряжения ситуации. Грузия всеми путями старалась организовать двустороннюю встречу с осетинскими лидерами. К процессу был подключен посол по особым поручениям МИД России Вениамин Попов. Однако усилия оказались тщетными. Президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты отказался от встречи. Дальше дело пошло еще хуже. Похоже, осетинская сторона поняла объявленный нами мораторий как капитуляцию и открыла огонь по грузинским селам, по мирным жителям. Мы были вынуждены ответить огнем на огонь.

Как реагировали на происходящее российские миро-творцы?

Так называемые миротворцы не контролируют ситуацию в регионе. О каком миротворчестве можно говорить, когда эти люди не выполняют своих прямых обязанностей? Согласно договоренностям 1991 года, у югоосетин не должно быть вооруженных формирований, о чем должны заботиться именно миротворческие силы. Но мы видим, что они прекрасно оснащены артиллерией, бронетехникой и всем необходимым для ведения войны.

Вообще, Россия не может быть миротворцем, поскольку является стороной конфликта. Уже можно сказать однозначно: мы находимся в состоянии войны с Россией.

Российские военачальники и политики отрицают это категорически. По их словам, РФ осуществляет только миротворческие функции.

Россия маскируется миротворческой операцией, а на деле пытается аннексировать грузинские земли. Посудите сами: российские ВВС бомбят грузинские села и города, которые находятся далеко от Цхинвали. Российская авиация сначала нанесла удар по Гори. Потом наступила очередь Марнеули и Вазиани. Последний город вообще находится в 30 километрах от Тбилиси. Причем в ряде случаев удары наносились не по стратегическим объектам, а по жилым кварталам. Наши российские коллеги могут отрицать сколько угодно, но все, что я сказал, это факты.

Но ведь жители Цхинвали — это население Грузии. А там огромные жертвы среди мирных жителей. Это тоже факт.

Очень грустно и трагично, когда гибнут люди. Тем более, мирное население. Но мы готовы к переговорам в любую минуту. Наш президент неоднократно заявлял, что готов к прекращению огня и к прямым двусторонним переговорам. Только это позволит нам избежать дальнейшего бессмысленного кровопролития.

Что должно произойти, чтобы Грузия прекратила вести военные действия?

В первую очередь, Россия реально должна исполнять роль миротворца и гаранта мира в регионе. Сегодня этого не наблюдается. Заявления, которые делают многие российские политики, в том числе на самых верхах, никак не способствуют разрешению конфликта. Страсти накаляются и информационной машиной России, которая работает на полную мощь. С российских телеканалов исходит настоящий поток дезинформации. Таким образом власти страны пытаются оправдать свою агрессию перед собственным населением и перед всем миром. Но во всех прогрессивных странах прекрасно понимают, откуда дует ветер.

А что вы можете пообещать осетинской стороне взамен на прекращение военных действий?

Мы неоднократно заявляли, что гарантируем им самую широкую автономию, какая только возможна. Кроме того, готовы амнистировать людей, которые воевали с оружием в руках против правительственных войск Грузии. Мы предлагаем им новую жизнь в демократическом государстве и предлагаем строить эту жизнь совместно.