Итоги-2012: кризис евро сплотил Европу

2012 год для Европейского Союза оказался годом кризиса евро. Было много разговоров о возможном распаде еврозоны и крахе общеевропейской валюты евро. Но кризис в итоге сплотил Евросоюз
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Антикризисные саммиты стран ЕС в течение 2012 года следовали один за другим. Еще в начале декабря казалось, что внутренние раздоры достигли предела. Но последняя встреча глав государств и правительств стран-членов Евросоюза продемонстрировала, что они готовы совместными усилиями преодолеть кризис. Нерешенных проблем осталось множество, но евро уже не представляется таким слабым, как еще в начале года.

На мировую политику времени и сил не осталось

Долговой кризис и, прежде всего, ситуация в Греции отодвинули на второй план все прочие внешнеполитические темы: гражданскую войну в Сирии, обострение конфликта на Ближнем Востоке, беспорядки в Египте. И даже такой важный вопрос, как интеграция в европейские структуры Сербии и других государств бывшей Югославии, не получил должного внимания.

Хорватия в ближайшее время войдет в состав ЕС. А вот о Сербии канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) на последнем саммите Евросоюза прямо сказала, что время еще не пришло, что надо детально изучить экономические данные и оценить конкурентоспособность страны. А пока все подчинено одной задаче — стабилизации евро.

Худшее уже позади

Судя по всему, пик кризиса пройден. А пришелся он на весну уходящего года. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу тогда призывал не возлагать надежд на то, что "европейский проект и его достижения необратимы". А председатель Европарламента Мартин Шульц (Martin Schulz) охарактеризовал высокий уровень безработицы среди молодежи как "стыдобище" и как "топор, который под корень рубит демократию во всей Европе".

Контекст

Больше всего предостережений, обвинений и надежд было связано с ситуацией в Греции. Афины получили уже второй пакет помощи, частные кредиторы поступились частью своих долговых требований. И только осенью Греция, наконец, представила Брюсселю убедительный план реформ и мер экономии. Еврокомиссар по вопросам финансов Оли Рен в свое время поставил точный диагноз: "Греция десять лет систематически тратила больше, чем зарабатывала".

В Германии весной звучали требования, чтобы Греция вышла из еврозоны. А министр финансов Австрии Мариа Фектер в мае даже предлагала Греции выйти из состава Евросоюза и заново подать заявление о вступлении. Вот тогда-то, мол, другие страны и посмотрят, отвечают ли Афины критериям вступления в ЕС. Это, надо понимать, был намек на то, что Греция при вступлении в еврозону представила сфальсифицированные данные о своем финансово-экономическом положении.

Европейский Центробанк бросил спасательный круг

Летом курс спасения евро резко изменился. Глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги неожиданно заявил, что ЕЦБ готов при необходимости в неограниченном количестве скупать облигации стран-должников, чтобы сбить процентные ставки по ним.

Глава Немецкого федерального банка Йенс Вайдман (Jens Weidmann) до сих пор усматривает в этом грехопадение ЕЦБ, другие — спасательный круг, который не были в состоянии дать должникам политики. На саммите в июне наметился раскол. Новоизбранный президент Франции Франсуа Олланд вместе с тогдашним премьер-министром Италии Марио Монти добился поблажек в уже утвержденном плане жесткой экономии. Комментаторы пророчили стороннице жесткого курса Ангеле Меркель поражение.

Заговорили о "ледниковом периоде" в европейской политике. Сопредседатель фракции "зеленых" в Европарламенте Ребекка Хармс (Rebecca Harms) тогда пришла к неутешительному выводу: "Покуда мы спорим о том, кто выиграл и кто проиграл, Ангела Меркель или Олланд с Монти, Юг Европы или Север, мы не найдем выхода из европейского кризиса".

Когда все в одной лодке, возникает чувство локтя

Осенью Евросоюзу присудили Нобелевскую премию мира. Казалось бы, это должно улучшить настроение. Но нет, в ноябре европейцам не удалось договориться ни о бюджете на 2013 год, ни об очередном кредитном транше для Греции, ни о дальнейшем курсе по спасению евро. И только к Рождеству всем вдруг стало ясно, что все европейцы — в одной лодке.

Сейчас практически никто не спорит с тезисом, что надо сохранить все страны в еврозоне, не допустив ее развала, даже если в долгосрочной перспективе это приведет к финансовой помощи экономически более слабым странам со стороны более сильных. В ответ государства-должники обязаны проводить реформы.

В своей программной речи в Брюсселе канцлер Германии Ангела Меркель указала, что без таких усилий в опасности окажется не только евро, весь Евросоюз проиграет в конкуренции с другими мировыми центрами силы. Меркель предостерегает: если закрывать глаза на проблемы, то в будущем европейцам не удастся сохранить свое благосостояние. Но чувство локтя есть далеко не у всех, в некоторых странах усилились националистические тенденции. И все-таки 2012 год заставил европейцев понять: мы все в одной лодке.