Из России и обратно: как работает металлургия в ОРДЛО

Фото: budport.com.ua
Фото: budport.com.ua
Сейчас отрасль существует только благодаря поставкам железорудного сырья из России и экспорту готовой продукции назад в РФ. Вот только Кремлю эта схема становится все невыгодней

В июле 2019 года глава самопровозглашенной "ДНР" Денис Пушилин заявил о том, что во втором полугодии 2019 года объемы реализации металлопродукции, произведенной на металлургических предприятиях "республики", по сравнению с первым полугодием 2019 года, увеличатся на 15%. "В настоящее время отрасль стабильно развивается, объемы выпуска и сбыта готовой продукции продолжают расти, специалисты разрабатывают программы модернизации производства", — заверил он.

Позднее, в конце сентября, Пушилин заявил о том, что представители "власти" и топ-менеджмента планируют в обозримом будущем вывести работу, в том числе, предприятий ГМК региона на полную мощность. При этом он подчеркнул, что для этого должны быть созданы определенные условия.

"С весны 2017 года поставки сырья для металлургических предприятий республики и реализация произведенной ими продукции осуществляются через республику Южная Осетия. Это страна, которая признала "ДНР" и которую признала Россия. Пока это единственное окно возможностей, благодаря которому отрасль взаимодействует с внешним миром", — сказал Пушилин, из чего следует, что для полноценного функционирования металлургии ОРДЛО диапазон этих возможностей должен быть существенно расширен.

Поток российского сырья

1 марта 2017 года оккупационные власти самопровозглашенных ЛДНР приняли решение о переводе всех компаний, расположенных на контролируемой ими территории, под так называемое внешнее управление. В результате ПАО "Донецкий металлургический завод" (ДМЗ), ПрАО "Донецксталь-металлургический завод" ("Донецксталь"), принадлежавшее группе "Донецксталь"; ПрАО "Енакиевский металлургический завод" (ЕМЗ) и его филиал ПрАО "Макеевский металлургический завод" (ММЗ), являвшиеся собственностью группы "Метинвест"; и, наконец, ПАО "Алчевский металлургический комбинат" (АМК), входившее в состав корпорации "Индустриальный союз Донбасса", стали филиалами зарегистрированного в непризнанной республике Южная Осетия ЗАО "Внешторгсервис" (ВТС). А АО "Донецкий электрометаллургический завод" — ныне ГП "Юзовский металлургический завод" (ЮМЗ), принадлежавшее группе "Мечел", перешло под управление профильного министерства.

Таким образом, металлургический комплекс ОРДЛО был сформирован на базе 6 предприятий, из которых три — "Донецксталь", Енакиевский МЗ и Алчевский МК — производят, в том числе, продукцию первого передела, то есть — чугун, а значит — являются потребителями железорудного сырья (ЖРС). При этом в его составе не оказалось ни одного горно-обогатительного комбината (ГОК), специализирующегося на его выпуске. Наряду с этим, поскольку все эти метпредприятия стали частью экономики непризнанного государства, возможности экспорта большей части производимой ими продукции были крайне ограничены.

Все это значит, что в двух ключевых аспектах собственной деятельности — обеспечение главным видом металлургического сырья и сбыт готовой продукции на внешних рынках — отрасль оказалась в полной зависимости от внешних факторов. А потому — смогла возобновить и продолжать работу, прежде всего, в контексте рынка России вообще и при особой поддержке руководства российского государства в частности.

Так, по данным РБК, в марте 2017 года именно правительство РФ рекомендовало крупным российским горно-металлургическим холдингам, в частности, компании "Металлоинвест", в состав которой входят крупнейшие в России по объемам выпуска ЖРС Лебединский и Махайловский ГОКи, а также компании "Северсталь", которая включает один из крупнейших в РФ производителей окатышей — ГОК "Карельский окатыш", рассмотреть возможность поставок ЖРС в самопровозглашенные ЛДНР. Что, несомненно, и было сделано.

Согласно выработанной представителями российской власти схеме, первичным покупателем выпускаемого этими компаниями ЖРС стало государственное агентство "Росрезерв". Прежде всего, потому, что его основной функцией является обеспечение мобилизационных нужд государства, а также оказание гуманитарной помощи, вследствие чего почти все данные о его деятельности представляют собой государственную тайну. Вторичным покупателем этого ЖРС, приобретаемого уже у "Росрезерва", стал "Внешторгсервис". И, в конечном счете, уже собственно ВТС стал непосредственным поставщиком этого вида сырья на включенные в его состав и находящиеся в ОРДЛО металлургические предприятия.

Наряду с этим руководство российского государства обеспечило всем субъектам, задействованным в этой цепочке, льготный режим транспортировки железорудной продукции. Так, 10 апреля 2017 года ОАО "Российские железные дороги" предоставило 25-процентную скидку на перевозку ЖРС со станции Череповец-2 (Вологодская обл.) до станции Успенская (Ростовская обл.), находящейся на границе РФ и самопровозглашенной ДНР, а также — со станции Костомукша-Товарная (Карелия) до станции Лиски (Воронежская обл.), расположенной на границе РФ и самопровозглашенной ЛНР.

В период с 31 марта по 10 апреля 2017 года входящий в состав российского холдинга "Еврохим" Ковдорский ГОК поставил первую партию ЖРС в размере 11 тысяч тонн на Енакиевский МЗ. Впоследствии, по информации РБК, это предприятие стало отгружать на станцию Череповец-2 15–30 тысячи тонн этого вида сырья ежемесячно. И, как следует из тех же данных, общий объем поставок ЖРС с ГОКов российских компаний в ОРДЛО составил почти 60 тысяч тонн концентрата и почти 100 тысяч тонн окатышей в месяц. Что, по подсчетам директора корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Максима Худалова, позволило ЕМЗ и Алчевскому МК выплавлять в среднем 120 тысяч тонн стали в месяц или — использовать собственные мощности почти на 50%.

Кроме этого, по данным СМИ, в апреле 2018 года ВТС также стал покупателем российской стальной заготовки. Необходимость в этом возникла из-за аварии в конвертерном цехе ЕМЗ, а цель состояла в обеспечении работы прокатных производств как самого ЕМЗ, так и его филиала — Макеевского МЗ. В частности, в январе-ноябре 2018 года объем поставок стальной заготовки из Ростовской области в ОРДЛО составил 18,3 тысяч тонн. Наиболее вероятно, что основным производителем этого вида продукции является металлургический завод "Тагмет" в городе Таганрог.

По информации аналитика ИК Concorde Capital Александра Паращия, в 2016 году общий объем поставок ЖРС на ЕМЗ и АМК составил почти 4,2 млн тонн, а на "Донецксталь", которая в течение всего года была недозагружена, — несколько десятков тысяч тонн. "Из этого следует, что для выхода на уровень объемов производства 2016 года двум крупнейшим из них заводам — ЕМЗ и АМК — необходимо ежемесячно не менее 350 тысяч тонн сырья", — подытожил г-н Паращий.

В свою очередь, согласно данным депутата Народного Совета самопровозглашенной ДНР Евгения Орлова, в настоящее время металлургические предприятия региона эксплуатируют 60-70% собственного потенциала. А это значит, что общий объем поставок ЖРС в ОРДЛО из России должен составлять не менее 240-250 тысяч тонн в месяц. И для выхода их работы на полную мощность — превысить 350 тысяч тонн.

Чугун и сталь возвращаются назад

Как бы то ни было, но, по официальным заявлениям так называемого Министерства промышленности и торговли самопровозглашенной ДНР, в январе-июле 2017 года метпредприятия региона произвели более 630 тысяч тонн чугуна и свыше 490 тысяч тонн стали. В результате в этот период общий объем реализации продукции предприятий ГМК самопровозглашенной ДНР превысил 20 млрд российских рублей, рапортуют оккупационные власти, добавляя, что в 2017 году объемы выпуска основных видов металлопродукции в регионе составили 1,5 млн тонн чугуна, 1,1 млн тонн стали и 0,84 млн тонн проката, а объем ее экспорта превысил 18,5 млрд российских рублей.

Однако уже в 2018 году, согласно заявлениям того же "Минпромторга ДНР", объемы выплавки чугуна и стали увеличились на 47,4% и 15% соответственно, объем выпуска проката — на 17,3%, а объем производства проволоки из стали — на 45%. По информации Министерства экономического развития самопровозглашенной ДНР, в январе-мае 2018 года объем реализации металлопродукции увеличился в 4 раза и превысил 42 млрд рублей, а объем ее экспорта — в 20 раз и достиг 24,5 млрд рублей. Таким образом, по данным "властей ДНР", 2018 году объем реализации металлопродукции вырос почти на 54% и составил более 102 млрд российских рублей.

В течение 2019 года, согласно прогнозу "Минпромторга", как объемы производства, так и объемы реализации продукции ГМК региона также будут возрастать. В частности, объемы выплавки чугуна и стали, по прогнозам оккупационных властей, и стали должны будут увеличиться на 14,2% и 14,1% соответственно, а объемы выпуска проката — на 14%. В результате этого предположительный объем реализации металлопродукции должен превысить 117 млрд рублей.

Вполне естественно, что с системой сбыта произведенной в ОРДЛО металлопродукции дела обстоят примерно так же, как и с поставками ЖРС. Так, еще в июле 2014 года было создано ООО "Компания "Газ-Альянс" (Нижегородская область РФ), основным видом деятельности которого является оптовая торговля металлами и металлическими рудами. Прежде всего, эта компания стала первичным покупателем металлопродукции, выпускаемой в ОРДЛО, непосредственно у ВТС, а также ее продавцом на внутрироссийском и внешних рынках. А, кроме того, в сентябре 2018 года она получила в управление активы трейдера — Русской горно-металлургической компании (РГМК) — Ревякинский металлургический комбинат (Тульская обл.) и "Ставсталь" (Ставропольский край), которые производят примерно 500 тысяч тонн проката и 350 тысяч тонн арматуры в год соответственно.

По данным СМИ, уже в июне-сентябре 2017 года "Газ-Альянс" закупал у ВТС нелегированный чугун, а также горячекатаные и кованые прутки и экспортировал эту продукцию из России. В частности, объем поставок чугуна на внешние рынки составил почти 121 тысячу тонн на сумму $34,9 млн, а прутков — почти 86,8 тысяч тонн на сумму $35,7 млн. При этом ни пункты назначения, ни конечные покупатели этой продукции не известны.

В 2018 году, как следует из информации тех же СМИ, по линии ВТС–Газ-Альянс из ОРДЛО в Россию поступило примерно 35% общего объема металлопродукции, экспортированной с территории Украины. В частности, 20% общего объема были ввезены через Ростовскую область, что составляет 100% объема экспорта в этом направлении, а еще примерно 15% — через Московскую область, что составляет почти 50% этого товаропотока. "Не исключено, что вторичными покупателями металлопродукции, произведенной в самопровозглашенных ДЛНР и реализуемой в России "Газ-Альянсом", могли стать те же "Металлоинвест" и "Северсталь", которые также могли сбывать ее как на внутрироссийском, так и на внешних рынках", — предположил политолог Роман Манекин.

Следует подчеркнуть, что этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы оказать некоторое влияние на положение дел на российском рынке. Так, по неофициальным данным, в 2018 году объемы поставок металлопродукции из ОРДЛО в Россию увеличились более чем на 20%. В частности, в январе-ноябре 2018 года объем экспорта чугуна, выплавленного на Енакиевском МЗ и Алчевском МК, в РФ составил 287,4 тысяч тонн. Наряду с этим в тот же период объемы экспорта проката, произведенного ЕМЗ, Макеевским МЗ и АМК, превысили 2 млн тонн. В их числе — сортовой и фасонный прокат, на выпуске которого специализируются ЕМЗ и ММЗ, в объеме 1,118 млн тонн, а также — толстолистовой прокат, который производит АМК, в объеме 0,96 млн тонн.

При этом, согласно отчету Магнитогорского металлургического комбината (ММК) за четвертый квартал 2018 года, в 2018 году вследствие избыточных объемов поставок из ОРДЛО толстолистового проката по демпинговым ценам, цены на этот вид продукции на российском рынке, соответственно, снизились. А согласно отчету ММК за первый квартал 2019 года, в 2019 году — из-за дальнейшего роста объемов экспорта металлопродукции из этого региона — объем предложения стали на рынке России превысит объем спроса. В частности, в этот период, по неофициальным данным, совокупный объем поставок сортового проката в РФ из ОРДЛО, а также с российских предприятий, входящих в периметр компании "Газ-Альянс", может превысить 1 млн тонн.

Таким образом, в случае, если металлургические предприятия ОРДЛО действительно начнут работать на полную мощность, по мере того, как этот процесс будет набирать обороты, профицит соответствующих видов металлопродукции на рынке России будет возрастать, а цены на нее — падать. Что, разумеется, не сможет не ущемлять интересы ряда российских металлопроизводителей. А значит, в конечном счете, руководству РФ придется сделать выбор между некоторым экономическим ущербом и определенной политической выгодой .