Кабмин так сильно ударил секвестром по бюджету, что Рада призадумалась

Delo.UA проанализировало, какие изменения внес новый Кабмин в госбюджет-2014 и как к этому относятся экономисты

27 марта Верховная Рада приняла Закон Украины №4575 "О внесении изменений в Государственный бюджет на 2014 год".

Закон предполагает сокращение доходной части госбюджета на 5,66%, или на 22,4 млрд — до 372,9 млрд гривень, расходы — уменьшить на 5,51%, или на 25,45 млрд до 436,8 млрд гривень.

При этом предельный дефицит государственного бюджета предлагается сократить на 4,19% — с 71,564 млрд до 68,564 млрд гривень. Предельный объем госдолга на 31 декабря 2014 года запланирован на уровне 664,009 млрд гривень, что на 13,4% больше, чем в предыдущем варианте (585,484 млрд).

В целях экономии новым законом о госбюджете отменено постепенное увеличение месячного прожиточного минимума и минимальной зарплаты. В течение всего 2014 года прожиточный минимум будет зафиксирован на уровне 1176 гривень, в то время как раньше планировалось его повышение до 1256 гривень. Минимальная зарплата останется на уровне 1218 гривень, вместо того чтобы повыситься до 1301 гривни.

Также новый бюджет отменяет увеличение размера денежного пособия при рождении каждого последующего ребенка. Устанавливается единый размер такой помощи вне зависимости от очередности рождения ребенка — 41 280 гривень. В эту сумму включается также помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Это изменение, по подсчетам авторов закона, сэкономит бюджету 3,8 млрд гривень.

Для наполнения Пенсионного фонда изменяются пропорции распределения единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование между ПФ и фондами соцстрахования. Также приостанавливается перерасчет пенсий в связи с увеличением средней заработной платы, с которой уплачены страховые взносы, и восстанавливается пенсионный сбор в размере 0,5% при покупке иностранной валюты.

Все эти реформы должны оставить в госбюджете лишние 13,9 млрд гривень.

Кроме того, новый бюджет предусматривает сокращение в месячный срок количества работников центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и других государственных органов не менее чем на 10%. Также должно быть сокращено количество легковых автомобилей Кабинета Министров Украины, автобаз Государственного управления делами и управления делами аппарата Верховной Рады Украины не менее чем на 50%, а также легковых автомобилей, обслуживающих органы исполнительной власти и другие государственные органы.

Анализируя действия нашего правительства по тугому затягиванию бюджетного пояса, Delo.UA обратилось к экспертам-экономистам с просьбой дать свою оценку происходящему.

Бывший министр экономики Украины Владимир Лановой: "Принята довольно странная концепция финансово-экономического развития. Она предполагает высокую инфляцию и большое падение ВВП в реальном исчислении. Я такого не поддерживаю. С другой стороны, очень легко раздуть инфляцию и выполнить бюджет, только как в этих условиях понизить процентные ставки? Вот в чем загадка. То есть в макроэкономическом плане сплошной абсурд. Неправильный выбор рычагов управления. Правительство сосредоточилось на сбалансированности бюджета, а про развитие, создание рабочих мест, увеличение производства забыло. Стимулы какие-то будут только в 2015 году. При этом есть и положительные решения, связанные с сокращением административного аппарата, в том числе правоохранительных органов, и расходов на него. А вообще, нынешний парламент не в состоянии принять конструктивный бюджет, что говорит о необходимости его перевыборов. Нельзя со старыми олигархами дальше строить страну и финансовую политику".

Экономист центра cоциально-экономических исследований "CASE Украина" Владимир Дубровский: "Правильное решение — повысить арендные платежи. Это давно нужно было сделать. А вот ситуация с акцизами мне непонятна. Возможно, их надо было повышать, но рост акцизов совершенно необязательно означает увеличение поступлений в бюджет. Я не знаю, к какому результату это приведет. Скорее, нужно было убрать налоговые льготы для крупного бизнеса и попытаться воплотить закон о трансфертном ценообразовании. Решать вопрос нужно было за счет этого. Также я ожидал боле значительных сокращений бюджета. Если там действительно есть такая коррупция, о которой все говорят, если разворовывалось порядка $10 млрд только через бюджет, то было бы логично сократить госбюджет на соответствующую сумму".

Исполнительный директор украинского отделения Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко:"Обратила внимание на то, что всего на 10% сократили государственный аппарат. Для бизнеса этого недостаточно. Имеющееся количество чиновников не по карману Украине и, по мнению бизнеса, их количество нужно сократить, как минимум, наполовину. Сэкономленные средства нужно направить на повышение качества государственного управления — повысить зарплаты, привлекая тем самым на работу более квалифицированных кадров. Понравилось в новом бюджете то, что будут распроданы государственные дачи и резиденции. Это правильно, на мой взгляд. Здравая идея также — сократить государственные расходы на ряд вещей, которые раньше покрывались. Это связано с чартерными перелетами чиновников и другими затратами на госаппарат".

Если уж взялся за сокращение бюджета, то готовься к критике. Задача эта настолько сложная и непопулярная, что угодить всем просто невозможно. Однако у нынешнего правительства нет другого выхода — стране остро не хватает денег. К тому же секвестр бюджета является важным условием получения дополнительной финансовой поддержки от Международного валютного фонда. 27 марта миссия МВФ заявила о достижении на уровне персонала соглашения с властями Украины о программе экономических реформ, которая может быть поддержана двухлетней программой stand-by Фонда объемом $14-18 млрд.