Качественная городская среда принесет Киеву больше денег, чем доходы от назойливой рекламы — и.о. главного архитектора

И.о. главного архитектора Киева Анна Бондерь рассказала о том, как наружная реклама влияет на "индекс счастья" горожан, а это в свою очередь повышает рейтинг города и его туристическую привлекательность, увеличивая доходы

Первую часть интервью читайте здесь

Реклама на улицах столицы является серьезным раздражителем для киевлян. По вашему мнению, что лежит в основе этой проблемы?

Я вот уже полтора месяца разбираюсь в проблеме, почему в городе такое количество безалаберно размещенной рекламы и выявила несколько причин. Первая — это достаточно сильное давление закона Украины и Постановления Кабмина, которые не дают городу полных прав создавать свои порядки. Например, Постановление правительства запрещает проводить торги на место установки рекламной конструкции.Поэтому сейчас мы должны добиться децентрализации в этой сфере.

Вторая причина в том, что разрешительная процедура занимает много времени, чрезмерно забюрократизированная, поэтому легче рискнуть и поставить незаконный объект, чем получить разрешение.

Третья причина — отсутствие регуляции на фасадах зданий. То есть вся существующая нормативная база касается только отдельно стоящих рекламный конструкций. Поэтому мы сейчас готовим целый пакет документов, часть из них будет проектами решений Киевсовета, часть — проектами распоряжений КГГА, которые должны отрегулировать эту сферу рекламного бизнеса.

С чего же следует начинать решать проблему с рекламой в столице?

С сокращения количества контактов операторов рынка с чиновниками. Сделать так, чтобы вся разрешительная процедура состояла в том, что заявитель, сидя дома участвовал бы в онлайн-торгах и потом один раз приходил в Разрешительный центр за документом.

Также мы планируем в ближайшее время представить наше видение Концепции размещения рекламы, в которой предусмотрены другие форматные зоны, максимальное сохранение исторического центра, избавление его от рекламы, классификатор, из которого исчезнут некоторые виды рекламы, особо раздражающие киевлян, например, перетяжки над дорогами.

Кроме того, мы сейчас работаем над тем, чтобы вернуться к паспортам "упорядочения фасадов", потому что каждая вывеска, которая приходит на согласование, подается отдельно от всего остального, а общей картинки фасада никто не получает. Мы же видим ее только на улице и потом ужасаемся.

В дальнейшем хотелось бы поработать с разделом под названием "Реклама на транспорте". Во-первых, в аспекте внешнего вида Киевского метрополитена и возможности размещения рекламы в нем. Во-вторых, есть такое понятие "сооружения транспорта", станция метро — это сооружение транспорта и наши городские порядки по внешнему виду и т.д. не распространяются на такие сооружения. Соответственно, у города нет вообще никакой регуляции.

В результате мы вместо метро "Крещатик" заходим в метро "Розетка".

Плюс, мы хотим поднять вопрос, связанный с афишами на музеях, галереях, театрах и т.д. Сегодня они подпадают под коммерческую рекламу, хотя это очень странно. Мы хотели бы дать им возможность размещать информацию на своих фасадах "на основаниях афиши", ввести соответствующий термин в законодательство.

Относительно рекламы на фасадах. В городе появляется много муралов, при этом некоторые художники, как это было на ул. Артема, умудряются использовать их как рекламу.

Муралы можно поделить на два типа: монументальная живопись либо рекламное средство. Например, некий производитель краски выступил меценатом мурала и считает, что имеет право на рекламную информацию о себе. Такая ситуация ничем не отрегулирована вообще. Я считаю, что есть смысл поработать по этому вопросу с экспертной средой и определить ограничения.

Через сколько времени можно будет создать баланс между количеством рекламы и достаточными поступлениями в бюджет?

Если мы будем действовать в правовом поле, то есть не демонтировать все подряд, то где-то через пять лет сможем увидеть реальный результат. Быстрых изменений, если они проходят в правовом поле, не бывает.

На самом деле, сегодняшняя внешняя реклама приносит городу примерно 120 млн. грн. Это, вроде, большие деньги (доходы бюджета столицы в 2016 году составят 26 млрд грн — Ред.), но с другой стороны, она может лишать городской бюджет других поступлений. Есть такое понятие как "индекс счастья" горожан. Чем выше в городе "индекс счастья", тем более он привлекателен для самих горожан, туристов, приезжих, бизнеса, инвестиций и т.д. По последним общедоступным данным, Киев занял очень низкое место в рейтинге наиболее пригодных для жизни городов в мире — 132-е из 140. Это катастрофа! Самый низкий критерий (20 баллов из 100) в киевском "индексе счастья" — это стабильность. Конечно, тут сказалась и Революция достоинства, и война. Но по критерию "городская среда" Киев получил 45 баллов из 100, что тоже довольно мало. Качественная городская среда повышает "индекс счастья" горожан, что в свою очередь повышает рейтинг города. Это взаимосвязанные вещи.

Если горожан не будет раздражать количество рекламы, их "индекс счастья" однозначно повысится. У нас нет задачи убить рекламный бизнес, но есть задача максимально раскрыть потенциал городского пространства, который даст возможность людям чувствовать себя более счастливыми, и привлечет также инвестиции в город.

Есть ли какие-то дополнительные виды рекламы, на которой город может заработать? Например, те же проекции на торговые центры, как сейчас ТРЦ "Гулливер" делает.Можно разместить больше рекламы, следовательно, получать больше денег при этом занимает меньше места.

Не надо забывать, что город на данный момент, "благодаря" нашему национальному законодательству, получает деньги только в том случае, если реклама размещена на объекте коммунальной собственности. А "Гулливер" таковым не является, и город ничего за это не получает. Дело в том, что медиа-фасад не очень-то украшает город, мы же не Нью-Йорк, у нас совсем другая среда и другой менталитет. Это вообще какой-то сомнительный путь заработка для города. Я считаю, что сама по себе качественная среда принесет больше денег.

Опыт каких городов, с вашей точки зрения, Киеву следовало бы перенимать для решения проблем с рекламой?

Лейпциг, конечно. Мы сейчас готовя документы выявляли проблемы в столице, разбирали причины их появления и анализировали, как с этим боролись разные города. Первое — это качественная концепция и качественный порядок взаимодействия, плюс они дополняются местными особенностями. В Киеве — это музеи, галереи, театры, которые не могут повесить свою афишу, потому что они подпадают под коммерческую рекламу.

Еще один вызов — это муралы. Если даже в Лейпциге, например, это не отрегулировано, у них и вызова такого нет, у них один мурал, посвященный революции. А у нас это стало достаточно активно развиваться, поэтому мы понимаем, что на это должны отреагировать. Кстати, "Пособие по уличному дизайну" — это классический европейский способ решения подобных проблем.Мы тоже разработали такое пособие для Киева.

Если говорить о качественной городской среде, то достаточно большие территории в городе занимают промзоны. Они есть как на окраинах, так и в центре. Как их задействовать в улучшении среды и есть ли какие-то особенности застройки промышленных зон в центре и на окраинах города в Киеве? Что лучше строить на месте промышленных зон в центре и что лучше на окраинах?

На окраинах промышленные зоны могут и остаться, просто они не обязательно будут использоваться как производство: это могут быть склады, логистика, паркинги, что угодно.

В центре города могли бы быть тоже паркинги. Дело в том, что если посмотреть на промышленные зоны в городе, они прорезают город и не дают возможность хороших связей между районами. То есть очень часто из-за наличия в центре города промышленной зоны, мы ее на самом деле даже не видим, потому что мы ее постоянно объезжаем с разных сторон, связь могла бы быть более короткой, если бы мы проходили напрямую. Если у города будет возможность работать с конкретной промышленной зоной, то можно лучше проработать дорожную инфраструктуру, создать скверы. Проблема просто в том, что она, чаще всего, разобрана по кусочкам.

Но те же офисные центры для Киева лучше строить в центре или на окраинах?

На Левом берегу, чтобы люди могли себе найти работу возле дома. Ситуация достаточно странная. Если у нас децентрализация дойдет до каждого района, когда район сможет собирать свои налоги и потом на них же существовать и тратить их в своем районе, то у нас возникнет очень большой перекос.В будний день на Левом берегу, где-нибудь в районе Дарницы, например, — вымерший город. На исправление этой ситуации нацелена стратегическая инициатива "Центр рядом с домом", но это настолько сложный вопрос, что сейчас город его даже не решает. Мне кажется, что над этой стратегической инициативой нужно еще год плотно работать, чтобы выработать несколько концепций и потом приступить к их реализации. Но если говорить о предложении рабочих мест, то Левый берег в них однозначно нуждается.