Как будут администрировать НДС в 2017 году

Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают ряд нововведений в системе администрирования и уплаты НДС, направленных на улучшение инвестиционного климата путем упрощения налоговой системы и администрирования налогов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вместе с бюджетом на 2017 год Верховная Рада приняла поданный Кабинетом министров проект Закона №5368 от 07.11.2016 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины".

В частности, внесены изменение в форму налоговой накладной и будет введена процедура остановки регистрации налоговой накладной/расчета, корректировки к ней, о чем плательщику будет сообщено путем отправки соответствующей квитанции, а также будет предусмотрена процедура прекращения такой остановки.

Особый интерес вызывает не то, что все-таки было принято, а то что так и не было принято и возможные последствия такого решения для плательщиков НДС.

Изначально, редакция законопроекта №5368 предусматривала внесения важных изменений касательно администрирования баз данных Фискальной службы и передача этой функции Минфину, а так же увеличение полномочий Минфина над деятельностью ГФС Украины.

Так, кроме полномочий в части администрирования баз данных ГФС Украины были предусмотрены полномочия касательно общего руководства, контроля, координации и мониторинга деятельности фискальной службы. В итоге, из предложенных изменений осталась только функция координации деятельности фискальной службы.

Несмотря на то, что в первичной редакции законопроекта не решался вопрос о том, кто будет являться держателем информационных баз данных фискальной службы, передача контроля над ними Минфину, уже было большим шагом на пути возобновления плательщиков налогов к государственной власти и борьбы с коррупцией в ГФС Украины.

Если говорить о рисках или проблемах связанных с администрированием НДС и о существовании этого налога в целом и подводя итоги существования этого налога в системе координат 2016 года, следует выделить 3 основных явления, которые генерируют проблемы для наполнения бюджета, создают нишу для удержания рабочих мест силовиков, контролеров и иных деятелей, вовлеченных в администрирование или оптимизацию НДС.

Это, во-первых, огромный оборот/спрос наличных средств в стране, что в жизни, с позиции НДС, выглядит как продажа за наличные импортируемых или произведенных товаров с последующей продажей налогового кредита по НДС заинтересованным в уменьшении базы налогообложения "клиентам" (т.н. "скрутки").

Во-вторых, возможность с/х предприятиям-спецрежимникам "продавать" налоговый кредит на 100% при уплате от 20% до 85% от суммы налога.

И, в-третьих, наиболее парадоксальное и криминальное явление — формирование "виртуального" НДС кредита путем незаконного вмешательства в систему электронного администрирования ПДВ.

Стоит отметить, что вопрос с/х предприятий может быть радикально решен путем принятия законопроекта №5225 от 04.10.2016 или любого другого об отмене этого спецрежима, а решение вопроса "виртуального" кредита НДС лежит в плоскости эффективной деятельности правоохранительных органов; поэтому сконцентрируем внимание на вопросе, как Законодатель планирует бороться со "скрутками".

Напомним, что в 2016 году борьба сводилась к блокировке электронной отчетности плательщика, деятельность которого, по мнению руководства той или иной налоговой инспекции, подпадала под критерии "рисковых операций". Проще говоря, к нажатию или отжатию "Кнопки" должностными лицами на уровне районной инспекции. Такие решения чиновником сопровождались высоким уровнем субъективизма со стороны чиновника — "Властелина кнопки" и осуществлялись в ручном режиме.

Изначально, редакция законопроекта №5368 фактически предлагала отобрать полномочия от сотен начальников инспекций и передать их некой рабочей группе с "чистой" репутацией при Минфине, что в свою очередь, сделало б процесс "нажатия кнопки" более прозрачным и открытым.

В свою очередь, принятая редакция законопроекта №5368 не только оставила полномочия по блокировке электронной отчетности плательщика у фискальной службы, а и предоставила ГФС Украины еще один дополнительный инструмент — остановку регистрации налоговой накладной/расчета корректировки к ней.

Стоит отметить, что принята редакция все так же не содержит критериев отнесения операций к категории риска (как и исключение из таковой), а только предусматривает принятие в будущем КМУ соответствующего порядка и критериев оценки степени риска, достаточных, для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки к ней, что фактически оставляет поле для спекуляций со стороны "держателя кнопки".

Сейчас однозначно можно сказать, только то, что одним из критериев остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки к ней будет соответствие у Продавца и Покупателя товара/услуги нового реквизита налоговой накладной — кода товара согласно УКТ ЗЕД, а для услуг — кода услуги согласно Государственного классификатора продукции и услуг. Таким образом, без оперативного принятия подзаконных нормативно-правовых актов, детально регламентирующих процедуру принятия решений по блокировке/разблокировки регистрации налоговых накладных в ЕРНН и поясняющих бизнесу как избежать такой блокировки. В противном случае будем наблюдать блокировку регистрации налоговых накладных, составленных по результатам вполне законных операций. Например, предприятие "Кирпичный завод" купило у предприятия "Цементный завод" цемент (2523 УКТЗЕД) и впоследствии продало предприятию "Магазин" блоки (6810 УКТЗЕД). С позиции контролирующих органов будет несоответствие в номенклатуре товара ("скрутка") что станет причиной блокировки договора о признании электронной отчетности и остановки регистрации налоговой накладной. Для плательщиков НДС, это будет предполагать дополнительные траты денег и времени на судебные тяжбы и обивание порогов контролирующего органа.

Подводя итоги принятых изменений, можно отметить, что ожидание многих плательщиков НДС касательно прозрачности и дерегуляции системы администрирование НДС не оправдались. Принятые Верховным советом Украины полумеры не только позволили ГФС Украины отстоять свои позиции, но и укрепить их, что вряд ли приведет к упрощению ведения бизнеса в Украине и привлечение инвестиций в страну. Остается только надеется, что налоговый процесс не будет остановлен, механизм блокировки и выявление рисковой операции будет усовершенствован, а процесс принятия решений все-таки станет прозрачным и не будет зависеть от решения одного чиновника нажать или не нажать "кнопку".