Конец ограничений: ЕС готов направить $1 трлн на запуск промышленности

Европа готова отказаться от политики экономии чтобы запустить свою промышленность после кризиса

Еще несколько лет назад в Европе экономия считалась чуть ли не единственным способом побороть кризис. В мае 2011 года глава ЕЦБ Жан Клод Трише заявил, что опыт Германии в фискальной консолидации и повышении конкурентоспособности экономики нужно перенимать по всему континенту. "По сути, речь шла об урезании всех госрасходов. Это позволило Берлину в 2011-м получить рост ВВП в 3% и подтвердить статус локомотива экономики ЕС", — пояснил Делу Грэхем Вебстер из EastWest Institute. Тогда в Европе планировали сохранять в бюджетах более 10 млрд евро в год, чтобы обеспечить потребности не только проблемных стран Средиземноморья, но и переоснащать свою экономику поднимая ее конкурентоспособность.

Но через несколько лет стало понятно, что эта стратегия не ведет в нужном направлении. Так как в США и азиатских странах экономика в 2014 году начала расти, то ЕС остается почти с нулевыми показателями прироста ВВП и отрицательной динамикой по промышленному производству в будущем. Такая ситуация заставила европейских политиков задуматься над тем, стоит ли дальше продолжать экономию. Эта политика пока привела только к новым кризисам в еврозоне и усилила желание стран покинуть этот союз.

Возможно именно поэтому в июле глава Европейского Центробанка Марио Драги, заявил, что его ведомство готовит новым проект финансовой помощи и кредитов для реальных секторов промышленности. Размер этой программы, которая будет длиться до 2018 года, составит почти $1 трлн. В основном деньги будут оставаться на счетах банка, но при этом он будет гарантировать финансовым институтам, что если предприятие не погасит кредит, но ЕС сделает это за него. Хотя должники должны производить, что-то, а не заниматься финансовыми спекуляциями. Учитывая, что процентные ставки по кредитам в Европе сейчас рекордно низкие — 0,15%, то аналитики ждут роста спроса на такие кредиты, хотя и не понятно поможет ли это промышленности Старого света, которая уже много лет никак не может провести переоснащение.

Завершение программы

С началом кризиса суверенных долгов в ЕС, то есть в 2010 году, главы Европы сразу задумались над тем, как не допустить раздувания новых "кредитных пузырей" на своих рынках. Перед глазами у них был рынок ипотеки США, который за несколько лет до этого рухнул и вкладчики потеряли в общей сложности $8 трлн, а американским компаниям пришлось сократить более 9 млн рабочих мест. Тогда Америка также задумывалась над тем, как бы урезать свои расходы по максимуму. Генри Полсон, который тогда был главой Госказначейства заявлял, что второго кризиса экономика не переживет.

И потому как только Греция заявила, что не сможет обслуживать свои долги и ей нужно не меньше 10 млрд евро для этого (впоследствии сумма выросла почти в 10 раз), главы Европы также начали думать об экономии. "Трише панически боялся давать деньги в экономику и подпитывать ее. Он ждал, когда она очистится полностью от неликвидных активов. Но никто не знал, когда это время должно было наступить", — говорит Delo.UA Маргарита Бовлинг из американского аналитического Центра Наследие.

В итоге Брюссель продолжал экономить даже когда в США президент Барак Обама заявил о новом пакете инвестирования в промышленность в размере $800 млрд в течение 5 лет. В Европе в это время пытались заставить страны сохранять деньги и не тратить их понапрасну. По мнению многих экспертов, эта политика привела к размолвкам между Великобританией и ЕС. Когда Лондон заставили уменьшить инвестирование своей энергетики и банковского сектора, то там заговорили о референдуме по выходу из союза.

В 2014 году стало понятно, что дальше экономить не получится. В мае промышленное производство в еврозоне упало на 1,1% до самого низкого показателя за все время кризиса. Даже несмотря на успехи Германии, союз на дно тянет Франция и Южные страны. Если с Италией, Испанией и Португалией все понятно — там правительство еле обеспечивают выплаты по внешним долгам, то с Парижем не все так просто. В последние годы его президенты не отстаивают свою политику, а идут на поводу у Берлина. И потому не хотят вливать в экономику деньги. А при том, что госрасходы Франции на 30% больше, чем в Германии, простой заводов не дает стране развиваться.

Кроме того, пример Японии показал, что массовая программа стимулирования экономики может запустить ее даже после годов простоя. Так, правительство Синдзо Абэ решилось разогнать инфляцию и покупательную способность населения, выделив на развитие реального сектора экономики больше $200 млрд. И это сработало — в 2014 валовой продукт этой страны должен вырасти, по прогнозам МВФ, на 1,6%. Тогда как в 2013-м рост составлял только 0,1%.

Возможно, вдохновленные этим примером, в ЕЦБ теперь предлагают направить на стимулирование реального сектора экономики 1трлн евро. Сумма будет выделяться постепенно, в этом году банки получат 300 млрд евро.

Политики из Брюсселя также надеются, что когда экономика опять заработает, то вырастут и процентные ставки, которые сейчас отпугивают банки от кредитов промышленности. Так как можно более дешево и просто перекредитовать другие банки и получить прибыль.

Учитывая общий размер помощи проблемным странам, в 2014 году в ЕЦБ должны найти более 700 млрд евро на программу стимулирования. Также пока не понятно, как именно будут определяться компании, которые смогут получать льготные кредиты. Тем более в 2018 году их нужно будет рефинансировать, а если экономика не начнет расти, то денег уже не будет.

Долгий расчет

Программа Марио Драги должна внести коррективы и в долгосрочный бюджет ЕС на 2013-2020 годы. Если в прошлом июне, когда и принимали этот документ, его главным посылом было продолжение курса экономии (к примеру, долгосрочный бюджет "похудел" почти на 4%, но в абсолютном выражении это означает 36 млрд евро, или минус 4,5 млрд евро ежегодно до 2020-го), то сейчас в Брюсселе надеются, что уже новый Европарламент пересмотрит его в сторону отказа от такой жесткой экономии.

"Все упирается в то, насколько быстро произойдет смена на главных постах в Европе. По закону она должна завершиться до ноября. Но в ЕС настроены, провести ее как можно скорее", — считает Грехем Вебстер. Это больше касается политического блока, хотя он напрямую не влияет на экономическую политику, но долгие выборы кандидатов не добавляют стабильности.

В любом случае в Европе уже пытались говорить о программах стимулирования экономики. Но тогда дальше слов и озвучивания цифр дело не заходило, так как Германия пыталась сдержать эти порывы, чтобы опять не платить за кредитные провалы в странах союза. Теперь же Европа видит, что все больше отстает в конкуренции с США и Азией, и потому может потерять значительную часть рынков сбыта. Потому вопрос о переоснащении промышленности и доступе к дешевым кредитам становится очень важным. Главное, чтобы ЕЦБ не испугался и дал деньги.