НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Лудомании не будет: как Регулятор по азартным играм обеспечит социальную защиту украинцев

Лудомании не будет: как Регулятор по азартным играм обеспечит социальную защиту украинцев
После начала работы легального рынка, кроме наполнения бюджета страны деньгами, особо актуальным является вопрос обеспечения социальной защиты граждан и контроля за доступом в игровые залы детей и подростков
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

С Нового года в Украине наконец-то, спустя двенадцать лет, заработает легальный рынок азартных игр. Вывод этой деятельности из тени, как предполагает правительство, принесет в государственный бюджет более семи млрд грн, а также стимулирует создание около двухсот тысяч рабочих мест в сфере услуг. Такое количество новых вакансий обусловлено тем, что деятельность оффлайн-казино будет проводиться в гостиницах и отелях, и потому она неразрывно связана с развитием туристической отрасли.

Однако после начала работы легального рынка, кроме наполнения бюджета страны деньгами, особо актуальным является вопрос обеспечения социальной защиты граждан и контроля за доступом в игровые залы детей и подростков.

Подписанный Президентом Украины Владимиром Зеленским Закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр"№ 768-IX, который парламент принял 14 июля 2020 года, предполагает достаточно серьезную систему контроля за идентификацией игроков и жесткие санкции к нарушителям.

Стоит отметить, что нормы статьи 20 Закона обязывают оператора рынка отразить в правилах проведения азартных игр положение о запрете участия в азартной игре лиц, не достигших 21 года, ограниченно дееспособных и недееспособных, а также граждан, внесенных в Реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и (или) участие в азартных играх.

В свою очередь, на Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) возложена ответственность за ведение ряда реестров, в том числе и реестра самоограничений игроков в рамках политики по борьбе с лудоманией(игровой зависимостью — примечание автора). И с Нового года КРАИЛ, как регулятор рынка, уже начал внедрять социальную защиту игроков и открыл для формирования реестр людей, имеющих проблемы с лудоманией.

Кстати, противники легализации рынка азартных игр в Украине в своей медийной кампании очень часто использовали страх граждан перед тем, что в погоне за "длинной гривней" и поддавшись азарту, кое-кто "вынесет из дома все, оставив семью без средств к существованию". К сожалению, пропаганде этого страха способствовало то, что украинцы уже второе десятилетие подряд сталкивались исключительно с нелегальными азартными играми. Соответственно и представление о цивилизованном игорном бизнесе, для абсолютного большинства, взять было негде. Ну, не считать же "образцами" голливудские блокбастеры типа "Казино" или "11 друзей Оушена"?

Теперь же, когда именно государственный регулятор начал внедрять социальную защиту игроков и открыл ведение реестра людей, имеющих проблемы с лудоманией, противникам легального игорного рынка станет намного сложнее эксплуатировать данную тему. К тому же, даже в определениях терминов (ст.1 Закона № 768-IX) указано, что игроком может быть только физическое лицо, которое на момент участия в азартной игре достигло 21-летнего возраста, является дееспособным, не пребывает в Реестре лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и / или участие в азартных играх, и по собственному желанию участвует в азартной игре.

Каким же образом идет формирование реестра людей, имеющих проблемы с лудоманией, и на основании чего? Согласно пункту 54 статьи 1 Закона № 768-IX реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и / или участие в азартных играх, — это база данных, содержащая информацию о физических лицах, которым в соответствии с поданными заявлениями или по решению суда ограничено посещение игорных заведений и участие в азартных играх. Ведение такой базы данных возложено на регулятор игорного рынка, то есть на Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей (абзац 7, статьи 5 Закона № 768-IX). Напомню, что закон обязывает регулятора вести еще пять реестров, а именно: 

  1. Реестр организаторов азартных игр в игорных заведениях казино;
  2. Реестр организаторов азартных игр казино в сети Интернет;
  3. Реестр организаторов букмекерской деятельности;
  4. Реестр организаторов азартных игр в залах игровых автоматов;
  5. Реестр организаторов игры в покер в сети Интернет. 

Первым шагом по формированию Реестра лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и / или участие в азартных играх, стало вынесение на сайт КРАИЛ функции подачи заявки на включение в него от физических лиц. В заявке следует указать ФИО заявителя, данные о документе, который удостоверяет личность, и срок отказа от участия в азартных играх (в период от шести месяцев до трех лет). Заполненное заявление можно отправить регулятору почтой по физическому адресу регулятора (город Киев, бульвар Леси Украинки, 26, 01133) или на электронный адрес КРАИЛ с соблюдением закона Украины "О доверительных электронных услугах".

Как указано на веб-ресурсе регулятора, существует три базовых варианта внесения лица в реестр:

  1. Самостоятельная подача заявления в КРАИЛ вместе с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
  2. Обоснованное заявление от членов семьи или законных представителей физического лица, на базе которого КРАИЛ самостоятельно добавляет означенное лицо в такой реестр.
  3. По решению суда.

Тринадцать лет назад, когда в Украине еще был легальный игровой рынок, ничего подобного не было предусмотрено на уровне закона. Сейчас механизмы контроля и ответственности прописаны намного более четко и ясно, а процедуры применения санкций к нарушителям — регламентированы на более высоком уровне. Так что можно констатировать: впервые за всю историю независимости Украины у нас, наконец-то, будет цивилизованный рынок азартных игр.

Примечательно, что формирование "реестра лудоманов" началось раньше, нежели были выданы первые лицензии для организации азартных игр. А значит, подготовка к полноценному функционированию игорного рынка началась не со сбора денег, а с выполнения регулятором функции социальной защиты граждан. И это — верный государственный шаг.

Дмитрий Филипенко