Медицинская реформа в Украине: скандал, популизм и альтернатива

В Верховной Раде зарегистрированы сразу два пакета законов, направленных на реформу системы здравоохранения и предоставление автономии медучреждениям — авторства Минздрава и Комитета ВР по вопросам здравоохранения. Чем они отличаются, почему авторы не могут договориться об их единой редакции и что будет, если оппоненты не найдут общий язык, выясняло Delo.UA

О том, чтобы дать автономию медицинским учреждениям и позволить им самостоятельно распоряжаться полученными деньгами, в Минздраве заговорили еще в мае. Именно тогда ведомство подготовило соответствующий пакет законопроектов ( 2309а, 2310а, 2311а) и подало его на рассмотрение Кабинета министров. После согласования с Минфином и Минэкономразвития все три законопроекта были переданы на рассмотрение в парламентский Комитет по вопросам здравоохранения.

Именно на данном этапе согласования возникли разногласия между депутатским корпусом реформаторов, который представлен Ольгой Богомолец и Олегом Мусием, и Министерством здравоохранения. В результате появились альтернативные законопроекты авторства экс-министра здравоохранения ( 2309а-1, 2311а-1). По своей сути они идентичны правительственным — предлагают предоставить медицинским учреждениям полную автономию. Но вот пути достижения этой реформы авторы законопроектов видят по-разному.

Автономные, не автономные... А меня вы вылечите?

Основная идея автономии — позволить больницам самостоятельно распоряжаться выделенными им государством деньгами, а также самостоятельно зарабатывать их. В результате реформы у медучреждений появится свой личный финансовый счет.

По словам Олега Мусия, в результате такого шага больницы смогут, к примеру, сократить количество коек, которые сейчас простаивают, но на их содержание выделяется ежедневное денежное довольствие. Подобные изменения могут коснуться любой сферы деятельности больницы — от закупок медоборудования и лекарств до оплаты коммунальных платежей. "Больницы смогут поменять принцип работы и выделять деньги на лечение отдельного пациента в необходимом для него объеме", — поясняет нардеп. Отметим, что министр здравоохранения Александр Квиташвили неоднократно озвучивал аналогичную концепцию, оформляя ее в тезис "деньги должны ходить за пациентом".

К тому же финансовая свобода больниц, сопровождающаяся самостоятельным банковским счетом, поможет легализовать "благотворительные платежи". Если рассматривать желание государства дать свободу больницам в комплексе, то это всего лишь первый шаг на пути к изменению системы здравоохранения в целом. В дальнейшем, чтобы услуги врачей могли оплачиваться больными законно, их необходимо оценить. По сути, пересмотреть протоколы лечения и определить стоимость каждой услуги.

Такие (не)разные близнецы

Правительственный пакет законов вызвал критику Комитета из-за того, что он, по мнению его членов, открывает окно для приватизации государственных медучреждений. Как объясняет Юлия Черкашина, партнер адвокатского объединения PARITET, законопроекты, поданные Минздравом, имеют два типа рисков.

Первое — это постепенная приватизация. "Хотя закон и не имеет в своем тексте слов "приватизация" или "продажа" учреждений, принадлежащих государству, с юридической точки зрения они дают возможность прийти к этой приватизации", — акцентирует внимание юрист. Она объясняет, что бюджетная организация (к примеру, больница) может стать государственной или коммунальной и, следовательно, превратиться в коммерческое или некоммерческое предприятие. В дальнейшем эти же предприятия могут повторить процесс смены формы собственности и стать акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью. "У них появятся свои акции, которые и могут стать предметом продажи, которая приведет к приватизации", — отметила она.

Еще один риск — возможность банкротства АО и ООО и, как следствие, его продажа. Как отметила юрист, с государственными активами такого быть не может, так как в случае банкротства они не могут быть распроданы и закрыты.

Следующий пункт, который не устроил профильный комитет, это разрешение правительства открывать счета медучреждениям в негосударственных банках.

Со своей стороны законопроекты авторства Комитета по вопросам здравоохранения предлагают закрепить за медучреждениями право стать государственными предприятиями, коммунальными некоммерческими предприятиями, государственными и коммунальными организациями. А также вести свою финансовую деятельность в государственных банках.

В свою очередь эксперты видят в законопроектах Комитета свои недочеты. Так, советник Минздрава эксперт Нинель Кадырова отметила, что ограничение правового статуса больниц приведет к тому, что в эти учреждения не смогут зайти прямые инвестиции. "Вы столкнетесь с тем, что вам понадобятся крупные инвестиции и необходимость в частно-государственном партнерстве. И тогда это будет большим препятствием", — отметила она.

Кроме того, участники процесса реформирования медицины говорят о том, что приватизировать госучреждение, в том числе и больницу, можно и сейчас, руководствуясь существующими законами. Так, сегодня закон о государственной приватизации предусматривает возможность продажи больниц (так называемые учреждения группы "Ж"). Но этот закон не работает по отношению к медицинской сфере, так как Конституцией закреплено, что нельзя уменьшать количество медучреждений. К тому же с 2012 года Хозяйственный кодекс позволяет превращать госучреждения в коммерческие, и правительственный проект только добавил ООО.

Какой дорогой пойдем?

Министерство здравоохранения уже неоднократно заявляло, что оно принимает все замечания депутатов и готово изменить свой законопроект на этапе правок после первого голосования в ВР. "Важно принять этот законопроект в ближайшее время, иначе украинская реформа здравоохранения перенесется на следующий год, и реальные результаты украинцы смогут увидеть только в 2017 году", — говорит Квиташвили.

Но Комитет продолжает настаивать на своем и по-прежнему видит в стенах Верховной Рады Украины только свой законопроект. По словам Олега Мусия, во-первых, депутатский законопроект легче редактировать, так как ему не нужно проходить процедуру согласования в Кабмине. А во-вторых, его законопроект содержит новые пункты, которые после первого голосования будет невозможно внести в текст правительственного законопроекта.

В итоге развитие ситуации вокруг законопроектов о медицинской реформе может пойти по двум сценариям.

Первый. Минздрав пойдет на уступки Комитету и доработает свой законопроект. К тому же сами члены Комитета говорят о том, что существующий вариант не является окончательным. На доработку выделена одна неделя.

Второй. Минздрав будет настаивать на своей редакции. Комитет доработает свой законопроект в течение этой недели, и они оба зайдут в Раду. Депутаты будут голосовать за каждый в отдельности.