МСБ опять готов брать кредиты на развитие — банкир

Директор департамента корпоративных продуктов и партнерства Райффайзен Банка Аваль Руслан Спивак рассказал Delo.UA об активизации выдачи кредитов на развитие для МСБ, перспективах гривневого финансирования малого и среднего бизнеса международными организациями и выходе МСБ из тени
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В Райффайзен Банке Аваль увидели рост спроса со стороны МСБ на инвестиционные кредиты. Об этом рассказал директор департамента корпоративных продуктов и партнерства Райффайзен Банка Аваль Руслан Спивак корреспонденту Delo.UA в ходе круглого стола FinClub по проблемам кредитования МСБ.

"Если в прошлом году банк почти не выдавал инвестиционных кредитов, то в этом году прирост таких кредитов более чем на 100%. Но это агросектор, а помимо агро есть и другие сектора. И они тоже начинают активизироваться в инвестиционных проектах. Это говорит об уверенности компаний в двух-трехлетней перспективе", — отмечает Спивак.

При этом, по его словам, спрос на средства для пополнения оборотного капитала невысокий. В отраслях, где есть хороший рост, хватает своего кэш-флоу. Более того, эти компании размещают средства на банковских депозитах.

"А вот когда идет речь о длинных деньгах на инвестиционные проекты, тут нужен банк. И уже пошла активизация. Со второго полугодия мы видим компании МСБ, которые берут кредиты на три года как минимум", — говорит Спивак.

В ходе обсуждения банкиры отметили, что основной преградой для компаний по-прежнему является высокая стоимость кредитов. Как отмечалось, удешевить и активизировать работу с МСБ можно было бы за счет госпрограмм, например, предоставления банкам дешевого фондирования со стороны государства или введения фиксированного процента госзакупок у предприятий МСБ.

А вот совместные с международными финансовыми организациями (МФО) проекты по кредитованию МСБ хоть и полезны с точки зрения технической помощи, в плане самого финансирования абсолютно неэффективны, говорят банкиры.

Проблема в том, что МФО выдают финансирование в валюте, а в Украине относительно немного компаний сектора МСБ могут оформить валютный кредит. Однако, в декабре 2014 года МФО получили право выпускать гривневые облигации для финансирования проектов в Украине в национальной валюте. Хотя пока таких выпусков не было, участники рынка рассчитывают вскоре увидеть их на украинском рынке.

По словам Спивака, МФО могут как самостоятельно финансировать малый бизнес, так и выдавать средства через банк. "Я знаю, что этот вопрос обсуждался на уровне международных организаций, некоторые из них готовы выдавать кредиты сами, и эти проекты у них уже даже на финальной стадии обсуждения", — отмечает банкир.

По его словам, выдача МФО кредитов в гривне сильно поможет рынку. Это повысит качество конкуренции в Украине, потому что банки поймут, что на рынке есть сильный игрок, с деньгами и экспертизой, техническими знаниями.

"Это как минимум начнет влиять на стоимость ресурсов, которые банки дают клиентам. У тех клиентов, у кого будет ликвидный для МФО и для банков залог, начнется элементарное сравнение цены на продукты", — считает Спивак.

На цене финансирования выход гривневых бумаг скажется и в том случае, если средства будут предоставляться через банки-партнеры. У банков сейчас есть излишек собственной ликвидности, которую некуда разместить. И прежде всего финучреждения будут сбрасывать ее. Но если стоимость облигационных размещений МФО будет на порядок ниже, тогда банки будут отказываться от части фондирования депозитной базы и использовать ресурс МФО.

В ходе обсуждения Вадим Березовик, глава правления Вектор Банка, также отметил, что еще одним препятствием для работы с МСБ является большой процент теневого бизнеса. В то же время, по словам Спивака, бизнес начал "обеляться".

"Если в прошлом году, когда к нам приходили компании с неправильной, непрозрачной документацией, и мы говорили, что ее нужно исправить, процент возврата клиентов с правильными, "белыми" документами достигал где-то 5-10%. В этом году таких компаний 30-50%", — отметил Спивак.