НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

НБУ оштрафовал МТБ Банк за нарушения финансового мониторинга

НБУ. Фото: Википедия
НБУ. Фото: Википедия
В апреле 2019 года Нацбанк принял решение о применении к указанному банку штрафа в размере 4 млн 350 тысяч грн
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Национальный банк Украины (НБУ) получил официальное сообщение об обжаловании в судебном порядке решения НБУ о наложении штрафа на ОАО "МТБ Банк".

Как сообщает пресс-служба регулятора, в апреле 2019 года Нацбанк принял решение о применении к указанному банку штрафа в размере 4 млн 350 тысяч грн.

Основанием для принятия такого решения является установление НБУ факта совершения ОАО "МТБ БАНК" рисковой деятельности в сфере финансового мониторинга.

Так, НБУ выявил, что в период с 21 февраля до 13 апреля 2018 года семь юрлиц (клиентов банка) перечислили безналичным расчетом около 1,18 млрд грн на счета другого банка. В дальнейшем деньги средствами инкассации этого банка доставлялись наличными в подразделения клиентов. Характер таких финансовых операций дает основания полагать, что они могут быть связаны, в частности, с легализацией криминальных доходов, конвертацией (переводом) безналичных средств в наличные.

В частности, на это указывают пять факторов

  1. За указанный период на счета этих клиентов, открытые в МТБ Банке, поступило около 2,8 млрд грн от более 100 юрлиц со счетов, открытых более чем в 30 банках. Деньги были перечислены в качестве оплаты за различные группы товаров и услуг. Из них около 1,36 млрд грн поступили от пяти юридических лиц со счетов открытых в ПАО "МТБ Банк" и в другом банке как оплата по договорам факторинга, финансового кредита, финансовой помощи, уступки права требования. В то же время три контрагента, которые осуществляли финансовые операции по предоставлению услуг факторинга, финансового кредита, не имели лицензии Нацкомфинуслуг о предоставлении таких финансовых услуг.
  2. Объем операций за квартал по счетам клиентов в 350-1800 раз превышал объем поступления средств от основной деятельности, заявленной Клиентами в своих опросниках, заполненных при установлении деловых отношений;
  3. По результатам анализа договоров на услуги по инкассации, финансового кредита, поставки товара, факторинга, простых векселей, на основании которых осуществлялись финансовые операции по счетам клиентов, установлено, что:
  • договора, заключенные клиентами и контрагентами, являются идентичными по содержанию и содержат идентичные условия, отдельные договора содержат недостоверную и/или противоречивую информацию;
  • векселя переведены в пользу одного из клиентов четырьмя векселедержателями. В то же время клиент был зарегистрирован в 2017 году, а три векселедержателя прекратили свою деятельность в 2010-2016 годах. Информация о регистрации четвертого векселедержателя вообще отсутствует;
  • договора финансового кредита/факторинга предусматривают условия, указывающие на отсутствие экономической целесообразности (смысла) для кредитодателя.
  1. По результатам анализа документов, содержащихся в делах клиентов и контрагентов, установлено следующее:
  • они открыли счета в Банке в феврале-марте 2018 года в одном отделении;
  • клиенты и один контрагент на дату открытия счетов в Банке имели общих конечных бенефициарных собственников (контролеров) и/или директоров;
  • некоторые контрагенты имеют незначительный размер зарегистрированного уставного капитала.
  1. в публичных источниках имеется информация, что клиенты, контрагенты и некоторые юридические лица переводили деньги на счета партнеров, которые выступали стороной в договорах финансового кредита, поставки товара и других операциях, фигурируют в уголовных процессах:
  • как участники деятельности, связанной с оказанием услуг по минимизации налоговых обязательств;
  • предприятия, имеющие признаки фиктивности;
  • участники незаконной деятельности, связанной с обналичиванием безналичных средств, уклонением от уплаты налогов, и задействованных в легализации денежных средств, полученных преступным путем, в частности, от осуществления фиктивного предприятия.

В то же время банк не обеспечил осуществления достаточных мер по изучению клиентов и анализу их финансовых операций, направленных на качественное управление рисками в сфере финансового мониторинга, в частности, относительно:

  • установления реальных финансовых возможностей клиентов для осуществления финансовых операций на общую сумму более 1 млрд грн в течение короткого периода времени;
  • эффективной оценки финансового состояния клиентов, включая имеющиеся в банке документы или информацию об объемах запланированных операций за квартал, показатели финансовой отчетности клиентов;
  • получения документов, подтверждающих содержание деятельности клиентов, в частности, учитывая перечисления ими денег для дальнейшего подкрепления касс наличными;
  • анализа вышеупомянутых финансовых операций клиентов для выявления финансовых операций, которые не соответствуют финансовому состоянию и сути деятельности этих клиентов, экономическая целесообразность по которым отсутствует, что привело к неверной оценке уровня риска клиентов и неосуществлению банком мер по уменьшению имеющихся рисков путем проверки.

К тому же банк инициировал осуществление усиленных мер по управлению рисками в сфере финансового мониторинга только после получения от Национального банка соответствующего запроса.

Напомним, в мае текущего года Национальный банк Украины ( НБУ) применил к  АО  КБ ПриватБанк в качестве меры воздействия письменное предостережение за непредставление информации по запросу специально уполномоченного органа.