Николай Обиход: Для чего нужен развал дела Лазаренко?

«ДЕЛО» публикует вторую часть статьи экс-заместителя Генерального прокурора Николая Обихода «Что происходит за фасадом дела Павла Лазаренко», в которой он дал свою оценку событиям вокруг уголовного дела против бывшего премьер-министра

Первую часть статьи экс-заместителя Генпрокурора Николая Обихода « Что происходит за фасадом дела Павла Лазаренко» читайте здесь.

Часть 2. 

Итак, в конце 2007 года признание Печерским районным судом законности постановления ГПУ о возбуждении уголовного дела против Лазаренко о получении им $86,88 млн. взяток от руководителей «ЕЭСУ» создало предпосылки для отмены решения Святослава Пискуна о прекращении уголовного дела в отношении супругов Тимошенко о даче взяток экс-премьеру. 

Это соответствовало бы требованиям закона и было бы совершенно объективно и справедливо.

Но вместо этого ГПУ через несколько месяцев после решения Печерского районного суда - в марте 2008 года почему-то скоропостижно приняла противоположное решение - о прекращении уголовного дела в части получения Павлом Лазаренко взяток от руководителей «ЕЭСУ».

Причины такого решения неизвестны. Это загадка №1.

Более того, это решение на протяжении двух лет скрывалось от общественности и стало известно в Украине лишь случайно – из документов американского судебного процесса, появившихся в Интернет-сети.

Почему? На это также нет ответа. Это - загадка №2.

Количество загадок вокруг этого решения только множится в связи с обнародованием в Интернет-сети и других документов Генеральной прокуратуры, также ранее неизвестных.
Существует еще один документ, который, как и постановление М.Якубовского от 12 марта 2008 года, используется адвокатами Павла Лазаренко в американских судах при решении судьбы $280 млн., арестованных на его банковских счетах.

Он необычен для консервативного прокурорского мира, где любые отклонения от существующих правил и устоявшихся традиций уже сами по себе являются чрезвычайным происшествием:

Для Генерального прокурора Украины Александра Медведько не было никакой необходимости подписывать это уведомление на имя украинского адвоката Павла Лазаренко – уже упоминавшейся Марины Долгополой - о прекращении уголовного дела в отношении Лазаренко в части эпизодов получения взяток от Тимошенко А.Г. и Тимошенко Ю.В.

Закон Генерального прокурора в этом не обязывает.

Обычно такое уведомление подписывает следователь, вынесший постановление о прекращении дела (в данном случае – М.Якубовский). Он же за своей подписью направляет копию постановления лицу, в отношении которого прекращается дело.

Почему лично – без особой на то нужды - Александр Медведько подписал указанное уведомление адвокату Марине Долгополой, придав особый вес этому документу, который теперь используется в американском судебном процессе о конфискации арестованных сотен миллионов долларов Павла Лазаренко как доказательство позиции украинского государства – это следующая загадка №3.

Вряд ли здесь сказалась отличительная черта менталитета отдельных людей из бюрократической прослойки нашего общества – раболепие перед премьер-министром, хотя и бывшим.

Не может быть и речи о подписании лично этого документа Генеральным прокурором исходя из чувства уважения к лицу, которое осуждено швейцарским и американским судами за уголовные преступления, до сих пор числится в международном розыске и обвиняется в Украине, кроме коррупционных преступлений, еще и в организации заказных убийств.

И еще одно – уже на тему сегодняшнего дня. Почему в настоящее время при наличии вышеуказанных документов за подписями А.Медведько и М.Якубовского адвокат Долгополая в ответ на слова экс-Генпрокурора Михаила Потебенько заявляет, что уголовное дело в отношении Павла Лазаренко в Украине не прекращалось – это загадка №4.

Возможно, ответы на эти вопросы поможет найти еще один документ, всплывший вместе с предыдущими в Интернет-сети в феврале прошлого года.

Радует, что хотя бы к его авторству (но, к сожалению, не к содержанию) сотрудники Генпрокуратуры Украины не причастны.Это «Заключение» по материалам уголовного дела №49-800, составленное для американского судебного процесса адвокатом Долгополой, раскрывает сверхважность для Лазаренко получения от ГПУ документов, подтверждающих отсутствие претензий нашего государства на преимущественное большинство его денежных капиталов, сколоченных неправедным путем в бурные 90-ые годы во время пребывания Павла Ивановича на высших государственных постах в Украине.

Из него становится ясно, для чего сегодня так нужны Павлу Ивановичу такие решения Генеральной прокуратуры – для защиты своих многомиллионных капиталов, происходящих из Украины и арестованных в разных банках мира, от конфискации по решению американского суда.

Ведь из $280 млн. его капиталов, находящихся сейчас под арестом властей США, значительная часть происходит именно из тех сумм (более $86 млн.), которые перечислены на его банковские счета в 1996 году семейством Тимошенко через кипрскую компанию «Somolli Enterprises Limited» и оффшорные фирмы его советника Петра Кириченко.

Решения о прекращении уголовного дела о даче семейством Тимошенко взяток и получении их Павлом Лазаренко, принятые украинскими прокурорами в 2005 и 2008 годах, реально препятствуют процессу возвращения в Украину этих средств.
Ведь для конфискации и затем возврата в Украину этих денег нужно доказать в американском суде их преступное происхождение.

В противном случае отсутствуют шансы вернуть 86 миллионов с арестованных счетов Лазаренко - ведь эти деньги в Украине в результате прекращения уголовных дел против супругов Тимошенко и Павла Лазаренко не признаны украинскими властями предметом взятки от перечисливших их руководителей «ЕЭСУ».

Во всяком случае так было до обнародованной в настоящее время Михаилом Потебенько отмены новым руководством ГПУ постановления о прекращении дела по взяткам против Лазаренко - если эта отмена призведена.

Более того, уже упомянутыми решениями ГПУ 2005 года и 2008 года о прекращении уголовных дел о даче и получении этих взяток фактически украинскими правоохранительными органами была признана законность происхождения этих денег и законность их поступления на счета бывшего Премьер-министра Украины от руководителей «ЕЭСУ».

Об этом со знанием дела говорит адвокат П.Лазаренко - М.Долгополая, уверенно оперируя ссылками на принятые Генеральной прокуратурой Украины решения и выданные ею документы.

Обратимся к аргументам Марины Долгополой:

Конечно же, нельзя согласиться с некоторыми беспочвенными фантазиями Марины Долгополой. Но на то она и адвокат, чтобы фантазировать. Прокурору это не позволено.

Например, абсолютно беспочвенны ее утверждения о том, что «…Правомірність та законність вищезгаданої постанови від 21.01.2005 р. про закриття кримінальної справи підтверджено Ухвалою від 11 листопада 2005 р. Верховного Суду України, який на спільному засіданні Судової палати у кримінальних справах та Військової судової колегії розглядав ці питання.. Тобто, цим рішенням Верховний Суд України дійсно підтвердив правомірність і законність закриття Генеральною прокуратурою України кримінальних справ відносно Тимошенко Ю.В. та Тимошенка О.Г., в тому числі за обвинуваченнями у даванні хабара Лазаренку П.І. …».

В действительности не выносил Верховный Суд Украины никаких решений о подтверждении правомерности и законности прекращения ГПУ под руководством С.Пискуна 21 января 2005 года уголовных дел в отношении Тимошенко Ю.В. и Тимошенко А.Г. в части дачи взяток Павлу Лазаренко (с м.: «Неудобная правда о тайнах дела Тимошенко», delo.ua, 14-17.02.2011).

Об этом хорошо известно каждому юристу, имеющему отношение к этому делу, а самой госпоже Долгополой , добрый десяток лет представляющей интересы Лазаренко в Украине, тем паче.

Умалчивает М.Долгополая и о том, что Печерский районный суд в конечном итоге признал законность постановления Генеральной прокуратуры Украины от 2 ноября 2001 года о возбуждении уголовного дела в отношении Лазаренко о получении им взяток от Тимошенко А.Г. и Тимошенко Ю.В. на общую сумму $86,88 млн.

Наоборот, при этом госпожа Долгополая выпячивает в своем «Заключении», имеющем претензии на солидный экспертный документ, только «мертворожденную», не имеющую юридической значимости часть этого судебного решения по поводу $4,6 млн., о которой мы уже говорили выше.

Видимо, по той же причине – из-за «неудобности» решения Печерского районного суда – М.Долгополая и не приобщила его к своему «Заключению» в отличие от других, более устраивающих Павла Ивановича документов (смотрите «Додатки» в конце заключения Долгополой), и использовала в тексте заключения только выгодный фрагмент из него.

Такую «застенчивость» женщине можно и простить. Ведь она представитель вольной адвокатской профессии, где кто платит – тот и заказывает музыку.

Но до недавнего времени пришлось бы согласиться со следующим утверждением М.Долгополой: « …на сьогодні в Україні немає жодної кримінальної справи, яка стосувалась би Лазаренка П.І. та діяльності корпорації «ЄЕСУ» або її колишніх керівників Тимошенко Ю.В. та Тимошенка О.Г. …».

А ведь именно так – и совершенно верно - адвокатами Павла Лазаренко представлена ситуация в Украине американскому суду, решающему судьбу арестованных капиталов Лазаренко.

И возникла эта ситуация в результате необоснованного прекращения Генеральной прокуратурой Украины в 2005 и 2008 г.г. уголовных дел об упомянутых взятках.

Особо отмечено в «Заключении», что: «… Генеральний прокурор України О.Медведько своїм листом на адресу адвоката Долгополої М.П. від 02.04.2008 р. за №017/1/1-11015-97 повідомив щодо винесення цього процесуального рішення та надіслав адвокату копію постанови про закриття кримінальної справи від 12.03.2008 р. (копія листа від 02.04.2008 р. додається) …».

Заключение М.Долгополой, которое вращается теперь за океаном в американских судах
вместе с реабилитирующими капиталы Павла Лазаренко документами украинской Генпрокуратуры, раскрывает всем глаза на истинное – нулевое состояние работы ГПУ по возврату денег бывшего премьер-министра в Украину.

Так, вышеизложенные манипуляции вокруг этого дела фактически лишили Украину права требовать возврата почти всех, за малым исключением, денег Лазаренко в Украину.

Об этом предельно ясно сказано в том же заключении адвоката Марины Долгополой: « …На сьогодні згідно із матеріалами кримінальної справи №49-800 Генеральна прокуратура України офіційно заявляє матеріальні претензії особисто до Лазаренка П.І. на загальну суму 15 082 237, 00 дол. США та 24 148 581, 64 грн. (або 4 781 897, 35 дол. США за офіційним курсом Національного банку України), тобто всього на суму 19 864 134, 35 дол. США.

Цю суму матеріальних претензій до Лазаренка П.І. офіційно підтверджено листом Генеральної прокуратури України від 27.07.2007 р. за №17/2-11015-97 за підписом начальника відділу нагляду за розслідуванням кримінальних справ слідчими Генеральної прокуратури України В.Кармана (Додаток №5).

У цьому листі також зазначено, що цивільний позов до корпорації «ЄЕСУ», Тимошенко Ю.В. та інших осіб (тобто і до Лазаренка П.І. включно) у цій справі не заявлено.
Як відомо, Лазаренко П.І. відшкодував Україні кошти на суму 5 млн. дол.. США, отже є підстави вважати, що на сьогодні сума претензій зменшена і складає 14 864 134, 35 дол. США. Я маю всі підстави стверджувати, що інших матеріальних претензій від Уряду України до Лазаренка П.І. немає і ніколи не пред’являлось…».

Итак – «…14 864 134,35 дол. США. Будь-яких інших матеріальних претензій від Уряду України до Лазаренка П.І. ніколи не пред’являлось та не існує…».

Вот для чего Павлу Ивановичу нужна индульгенция от Генеральной прокуратуры Украины в преддверии решения американского суда о судьбе принадлежащих ему нескольких сотен миллионов долларов (см.: « Чи повернуться кошти Павла Лазаренка в Україну », www.pravda.com.ua, 01.07.2010).

Сравним теперь эту скромную сумму с 280 миллионами долларов США, тоскливо пылящимися в ожидании пришествия Хозяина уже десяток лет на арестованных счетах в американских, швейцарских, лихтенштейнских, антигуанских, гернсийских и литовских банках.

Это всего 5% от арестованных капиталов Павла Лазаренко – жалкие крохи с барского стола. «Чому ми бідні – бо дурні, чому дурні – бо бідні» - точнее не скажешь.

( Продолжение следует )

Николай Обиход, заслуженный юрист Украины

Третью часть статьи Николая Обихода «Что происходит за фасадом дела Павла Лазаренко» под названием «Американская правда о деньгах Павла Лазаренко и источниках их получения» читайте 18 марта 2011 года.