НБУ курс:

USD

41,66

-0,00

EUR

43,70

-0,00

Наличный курс:

USD

41,95

41,86

EUR

44,30

44,10

Новый проект Налогового кодекса: плюсы и минусы

В проекте Налогового кодекса, обнародованном вчера правительством, учтены некоторые замечания, предложенные бизнесом. Но ряд мелких недочетов в документе было оставлено, хотя именно они могут существенно усложнить ведение бизнеса

Григорий ПАВЛОЦКИЙ, партнер «Делойт»

Был существенно обновлен раздел, касающийся администрирования налогов, став более либеральным по отношению к бизнесу. Так, в прошлой версии проекта Налогового кодекса была прописана декларативная норма, обязывающая должностных лиц налоговых органов принимать все декларации без их предварительного анализа, при этом не была предусмотрена ответственность за несоблюдение данного требования. В нынешней версии документа этот недочет устранен.  

Из позитивных изменений хочется отметить, что была возвращена норма Закона №2181 «О порядке погашения обязательств плетельщиков налогов перед бюджетными и государственными целевыми фондами», предусматривающая, что в случае неоднозначной трактовки положений нормативных документов спор решается в пользу налогоплательщиков. Проект Налогового кодекса, принятый Верховной Радой в первом чтении, внес абсурдную норму, согласно которой в случае обжалования налогоплательщиком решения налоговых органов в процессе разбирательств на сумму налогового обязательства начисляется пеня. К счастью, новой редакцией Налогового кодекса данная норма также была отменена.  

В кодексе прописано еще одно изменение, которое должно несколько облегчить жизнь бизнеса. Для проведения внеплановой проверки, согласно первому проекту Налогового кодекса, достаточным основанием было задекларировать отрицательный результат в течение двух последующих базовых налоговых периодов, сейчас же количество таких периодов увеличилось до четырех.

В то же время стоит отметить, что невзирая на критику со стороны представителей бизнес-кругов, в данном разделе осталось достаточно много норм, вызывающих вопросы. Это и нечетко прописанная процедура применения непрямых методов определения налогооблагаемых доходов; необходимость проведения регистрации постоянного представительства нерезидента; нормы в отношении конечного выгодоприобретателя и т.д.  Многие из этих норм чреваты усложнением процедуры ведения бизнеса и неоднозначными трактовками заинтересованными сторонами.

Изменения в порядке начисления и взимания налога на прибыль также вызвали жесткую критику общественности. В данной версии Налогового кодекса некоторые из замечаний были учтены. Так, в отношении возможности отнесения роялти в состав валовых расходов предприятия, новый документ несколько лояльнее предыдущего. Разрешено включение роялти, выплаченных в пользу неплательщиков налога на прибыль на общих основаниях, в том числе нерезидентов и физических лиц, в состав валовых расходов в размере 3% от налогооблагаемого дохода за прошедший год, в то время как прошлый документ полностью запрещал относить такие выплаты на валовые расходы.

 

Осталось в проекте кодекса достаточно спорное нововведение, согласно которому при покупке нематериальных активов у нерезидентов выплаты в их пользу налогооблагаются по ставке 15%. Также остались все положения, которые касались взаиморасчетов с лицами, находящимися в оффшорных зонах и государствах с преференционным режимом налогообложения.

Помимо этого, очень важные изменения произошли в отношении ставки налога на прибыль предприятий. Так, новая версия проекта предлагает установить общую ставку налога в размере 20%. При этом снижение размера ставки с нынешних 25% будет происходить постепенно: с 2011 года — 25%; с 2012-го — 24%; с 2013 года — 22%; с 2014-го — 20%. В прошлом проекте кодекса предлагалось поэтапное уменьшение ставки до 17%, после чего она опять фиксировалась на уровне 20%. Также в новой версии отменены дополнительные ставки налога на прибыль, которые должны были устанавливаться на уровне регионов.    

Одним из достаточно интересных изменений является отмена ограничений на площадь недвижимого имущества, которые влияли на ставку налога на доходы физических лиц при его продаже. Теперь, независимо от того, жилплощадь какого размера будет отчуждаться один раз в год, доход от такой операции не подлежит налогообложению данным налогом.