- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Новый состав Европарламента: чего ждать Украине
Четыре дня в конце мая, с 23 по 26, граждане стран-членов ЕС выбирали новый состав Европейского парламента (ЕП), который следующие пять лет вместе с другими органами Союза будет заниматься вопросами его законодательства и бюджета. Результаты голосования стали двойственными — традиционно сильнейшие проевропейские партии немного снизили свои позиции и, соответственно, количество мандатов в ЕП. Результат партий евроскептиков и радикалов, наоборот, был лучше, чем во время предыдущих выборов, однако не настолько, насколько его оценивали социологические службы стран-членов ЕС.
Delo.ua детальнее разбиралось, как теперь будет выглядеть ЕП и что это значит для Украины.
По итогам выборов наибольшее количество мандатов в результате выборов в Европарламент получила Европейская народная партия (EPP) — 178 (но по сравнению с составом предыдущего парламента, она свои показатели ухудшила). На втором месте — Прогрессивный альянс социалистов и демократов (S&D), получивший 153 мандата. На третьем — Альянс либералов и демократов для Европы (ALDE&R), получивший 106 мандатов, а на четвертом — Группа зеленых/Европейский свободный альянс (Greens/EFA ), получившая 74.
Результаты выборов в ЕП. Инфографика: ЕП
Отличительной чертой выборов-2019 в ЕП стала рекордная за последние 20 лет явка — 50,95%. А вторая особенность: впервые с 1979 года две сильнейшие группы — Европейская народная партия и Прогрессивный альянс социалистов и демократов — не смогут сформировать большинство в Европарламенте, в котором 751 место. В этот раз им придется вести переговоры с другими лидерами гонки.
По мнению эксперта программ внешней политики Разумков Центра Вячеслава Голуба, такой результат голосования связан с падением популярности правоцентристских и левоцентристских партий во всех странах-членах ЕС. Как отмечает политолог-международник Антон Кучухидзе, результат выборов четко отобразил две общеевропейские тенденции — рост правых настроений на фоне миграционного кризиса и развитие экономического прагматизма и даже национализма. Свою роль на выборах сыграла еще и поддержка избирателями экологических идей, которые продвигают ряд партий, считает исполнительный директор направления "международная политика" Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воля.
Как отмечает профессор, научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, доктор исторических наук Андрей Мартынов, Европейской народной партии, социал-демократам и либералам придется договариваться еще и с европейскими экологами. По словам эксперта, такие сделки могут иметь высокую цену, как показывает опыт Германии, где необходимость закрытия атомных станций привела к неизбежности строительства второй очереди газопровода "Северный поток".
"Не сбылись худшие прогнозы в отношении крайних правых, популистов и скептиков, которым давали порядка 30% голосов и которые могли бы блокировать важные законодательные инициативы. Они получили меньше голосов, — говорит Голуб. — Но сам факт того, что проевропейские силы доминируют, несмотря на противоречия, — на пользу Украине, поскольку все они с тех или иных позиций выступают в поддержку Украины и осуждая российскую агрессию. И документы, инициативы, которые готовит Еврокомиссия, и за которые голосует Европарламент, в целом благоприятны для Украины."
Однако, как отмечает эксперт, если раньше две партийные группы имели большинство и могли легко между собой договариваться о том, кто будет президентом Еврокомиссии, кто займет пост президента Европарламента, Верховного представителя по вопросам внешней политики и политики безопасности, то сейчас они эту монополию потеряли.
И несмотря на то, что четверка лидеров голосования — Европейская народная партия, Альянс социалистов и демократов, Альянс либералов и демократов и "зеленые" — хоть и проевропейская, и суммарно набрала намного больше, чем евроскептики, процесс выбора кандидатур будет непростым. В частности, уже сейчас среди них есть разбежности в отношении будущего президента Еврокомиссии. И эти разбежности все же имеют негативное значение — ЕП больше погружается в свои внутренние проблемы, а Украина с ее вопросами может постепенно отходить на второй план, говорит Голуб. Однако многое будет зависеть от персоналий и тех, кто возглавит основные структуры ЕС и депутатов, которые будут определены ответственными за Украину, а также их позиций. Пока этот процесс идет. И, как предполагает эксперт, ЕП начнет свою работу в июле, а Еврокомиссия — в ноябре.
"На сегодняшний день прогнозировать сложно, но все же, учитывая то, что проевропейские силы получили большинство, то инициативы в пользу Украины, скорее всего, будут поддержаны, поскольку все проевропейские силы в той или иной степени выступают в поддержку Украины", — говорит Голуб.
Как отмечает Владимир Воля, результат евроскептиков и радикальных сил на выборах недостаточен для того, чтобы политика ЕП в отношении Украины изменилась. Однако ситуация, хоть и не кардинально, но может меняться в результате выборов в ряде стран-членов ЕС.
"Если говорить про ЕП, то увеличение присутствия евроскептиков не влияет на формирование политики Евросоюза по стратегическим вопросам, но, с другой стороны, их голос будет более ощутимым. Кроме того, многое может зависеть от того, будут ли в некоторых странах досрочные выборы и чем закончатся досрочные парламентские выборы в тех странах, где они уже назначены. И главное — будет ли усталость от Украины и насколько она будет сильной. Потому что есть пять лет войны, пять лет санкций и пять лет без продвижения", — считает Воля.
Негативной тенденцией для Украины является и прецедент возможного возвращения России в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Однако ЕП к санкционной политике имеет опосредованное отношение, говорит Голуб.
"Это консенсус. Если Германия и Франция лоббировали снятие санкций в Совете Европы, то на уровне ЕС они, наоборот, держат курс. Против него выступают, например, Болгария и Венгрия, им это невыгодно. Но пока Германия, занимающая ведущую позицию, настаивает на санкциях на уровне ЕС, они не будут изменены", — считает Голуб.
С тем, что позиционирование ЕП в вопросе санкций сохранится, согласен и Антон Кучухидзе. Не изменится также поддержка Украины, ее территориальной целостности и суверенитета, но будет более критическое отношение к реформам. Однако не из-за того, что "правых" в ЕП стало больше, а потому что Европа заждалась каких-то позитивных результатов, считает эксперт.
"Еще нынешний состав Европейской комиссии рекомендовал продлить санкции в отношении России до 23 июня 2020 года. Впрочем, это только значит, что Украине нужно более активно работать с новым составом Европарламента, чтобы продвигать там свои интересы. В частности, не допустить решение о пересмотре условий безвизового режима, на чем настаивает часть европейских скептиков", — отмечает Андрей Мартынов.
Кроме того, как объясняет Владимир Воля, многое также будет зависеть от того, каким будет состав Верховной Рады нового созыва и будут ли реальные возможности продвижения в вопросе урегулирования военного конфликта на Донбассе. Если никакого продвижения и с украинской стороны не будет, то это может заставить партии ЕП, которые раньше санкционную политику поддерживали, постепенно склоняться к ее пересмотру (даже без влияния евроскептиков), считает эксперт.