Ощадбанк потратит 2021 год на трансформацию модели своей работы

Сергей Наумов. Фото: "Минфин"
Сергей Наумов. Фото: "Минфин"
Финучреждение ставит целью повысить долю корпоративных заемщиков до 80% и отказаться от имиджа "банка для оплаты коммуналки"

Государственный Ощадбанк намерен потратить 2021 год на трансформацию модели работы для повышения своей эффективности. Об этом рассказал в интервью изданию "Минфин" председатель правления банка Сергей Наумов.

"Что касается слабых сторон, то банк остается неповоротливым. Долгие процессы запуска новых продуктов, выдачи кредитов. Отсутствие детального управленческого учета. Есть проблема с удержанием талантов. Недостаточно высокая коммерческая культура. Плюс неэффективность: банку очень тяжело двигаться из-за бюрократии", — сказал Наумов.

Кроме того, по его словам, нельзя забывать и об огромном портфеле проблемной задолженности Ощадбанка, что забирает ресурсы, которые могли бы быть направлены на привлечение клиентов и на новые проекты.

Сильными же сторонами глава Ощадбанка назвал узнаваемость его бренда, способность привлекать большие ресурсы и финансировать большие проекты, разветвленную сеть отделений и широкую базу клиентов — как физлиц, в том числе предпринимателей, так и юрлиц.

"Поэтому наш ключевой приоритет — повышение эффективности. Банку нужно пересмотреть бизнес-модель, усилить фокус на розничном сегменте и МСБ. Нужно заняться сокращением расходов, внедрением высокотехнологичных решений... Наша цель — не допускать роста NPL. Мы стараемся вовремя реагировать на проблемы клиентов", — добавил Наумов.

Он отметил, что во время жесткого карантина весной 2020 года финучреждение активно реструктуризировало кредиты, выданные малому и среднему бизнесу, в результате чего в портфеле новых кредитов доля проблемных займов оказалась очень незначительной — порядка 2%.

"Мы потратим этот год на трансформацию банка, попытаемся сделать процессы кредитования более эффективными. И в 2022—2024 годах запустимся на полную мощность... Но наша бизнес-модель меняться не будет. Ощад останется универсальным банком с фокусом на розничный бизнес и МСБ. Мы будем работать и в корпоративном бизнесе, но в этом сегменте акценты сместятся на работу с коммерческими компаниями", — отметил председатель правления.

По словам Наумова, финучреждение также хочет уйти от имиджа "банка одной транзакции", когда люди заходят в его отделения только с целью оплаты жилищно-коммунальных услуг.

"Наша цель — стать финансовым супермаркетом. В наших KPI прописано достижение уровня эффективности: показатель соотношения доходов к затратам (CIR) в 2024 году должен составить менее 65%, а возврат на капитал (ROE) — более 14%. Банк должен уйти от модели, когда он в основном обслуживает и финансирует госкомпании, и стать более коммерческой структурой", — сказал он.

При этом, как отметил глава банка, Ощадбанк не ставит целью увеличение своей рыночной доли, однако стремится изменить структуру своих активов.

"Большая часть наших активов должна приходиться на кредитование частного сектора. Мы по-прежнему будем работать с госкомпаниями, но должна измениться пропорция: мы стремимся к тому, чтобы 80% наших корпоративных заемщиков приходились на частные компании", — подчеркнул он.

Напомним, Наумов возглавил Ощадбанк с 3 ноября 2020 года. Его назначению предшествовало судебное блокирование по требованию одного из участников конкурса на эту должность Геннадия Хелемского, однако 10 сентября соответствующая мера обеспечения его иска была отменена.