Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

От скупки вещей "за дешево" до инновационных решений: что предлагают украинские ломбарды

Залог кулона. Фото: Надия Михальчук/Delo.ua
Залог кулона. Фото: Надия Михальчук/Delo.ua
Достаточно высокая конкуренция на рынке ломбардов — а их по Украине насчитывается порядка 5 тысяч отделений (около 400 юрлиц) — заставляет их искать в своей деятельности новые решения для привлечения новых клиентов и удержания старых

Чтобы понять, на кого ориентироваться, ломбарды "вырисовывают" портрет своего клиента. Так, в сети ломбардов "Скарбниця" Delo.ua сообщили, что большинство их клиентов — это люди среднего возраста (40% — 26-35 лет, 27% — 35-45 лет). Примечательно, что в возрастной категории старше 65 лет находится только 1% клиентов ломбардов.

Миф о том, что услугами ломбардов пользуются в основном малообеспеченные люди, также развеивается статистикой — 60% клиентов ломбардов имеют средний и выше среднего достаток.

Оставляют в ломбардах навсегда сегодня не так и много вещей — только от 15 до 35% клиентов ломбардов свои вещи назад не выкупают. "По нашим аналитическим данным, 60% — это люди, которые возвращаются за своими вещами, 10% — приходят с опозданием и задержками и около 30% — это клиенты, которые не возвращаются за своими вещами, оставляя их на реализацию", — рассказывает Delo.ua заместитель директора сети ломбардов "Национальный"Иванна Кузьменко.

Исходя из этого ракурса некоторые ломбарды склонны больше позиционировать себя как финансовые компании. "Мы в принципе не заинтересованы в скупке вещей. Мы — финкомпания. 85% клиентов сети ломбардов "Скарбниця" возвращают себе обратно заложенные вещи", — говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы сети ломбардов "Скарбниця"Владимир Нестеренко.

Сегодня в "Скарбнице" рассматривают возможность выдачи денежных средств в объеме, большем от прайсовой стоимости предметов залога. "Мы хотим внедрить программу, которая сама будет анализировать историю клиента и в положительных случаях будет предлагать выдать ему большую сумму денег", — рассказывает руководитель отдела инноваций сети ломбардов "Скарбниця"Сергей Махота.

Оформить и получить беззалоговый кредит до 20 тысяч гривен на 7 или 15 дней уже можно в сети ломбардов "Благо" под 1,9%/день. Так, например, стоимость пользования кредитными средствами в размере 1000 гривен составит 19 грн/день. При этом взымается еще и плата за пользование — 133 грн при сумме кредита 1000 грн на 7 дней и 285 грн — при сумме кредита 1000 грн на 15 дней. За 7 дней при сумме кредита 1000 грн за пользование кредитными средствами нужно будет заплатить 133 грн, за период в 15 дней при сумме кредита 1000 грн — 285 грн.

"При этом у нас действует система привилегий. Для пенсионеров — 10% скидки за пользование кредитом, а для клиентов, имеющих позитивную историю кредитования в компании, до 20%", — рассказывают в "Благо".

Между тем, как рассказала Delo.ua Иванна Кузьменко, согласно действующему законодательству, ломбарды не имеют право выдавать кредиты без залога. "В некоторых помещениях иногда совмещают деятельность двух разных финкомпаний(ломбард и беззалоговые кредиты), но при этом разрешительные документы в уголке потребителей там разные", — говорит она.

Внедрять в себя выдачу беззалоговых кредитов в сети ломбардов "Национальный" не планируют. "Мы считаем, что беззалоговые кредиты доводят людей до отчаяния своими ставками за пользование в 1,5-2% в день (то есть более 700% в год), коллекторскими звонками и угрозами. Политика ломбарда "Национальный" нацелена на помощь клиенту в решении его финансовых и бытовых вопросов. Так как ломбарду при выдаче кредита передают залог, риски невозврата кредита меньше, потому и ставки за пользование в разы меньше, чем у финкомпаний. При этом у нас нет "чёрных" списков должников, нет негативной информации в кредитных бюро и реестрах", — объясняет такую позицию Иванна Кузьменко.

Между тем, по данным Нацкомфинуслуг, ломбардный бизнес по сравнению с прошлым годом уменьшил объем выдачи кредитов из-за деятельности финкомпаний, которые выдают онлайн беззалоговые кредиты.

Отметим, процентная ставка в ломбардах составляет до 210% в год. "Проценты приблизительно одинаковые у всех ломбардов. Конкуренция их регулирует. Поэтому брать рынок приходится дополнительными услугами", — рассказывает Сергей Махота.

Так, например, в "Скарбнице" человек может не брать всю стоимость заложенной вещи. Скажем, за телефон, который оценили в 3 тысячи грн, можно взять только 1 тысячу грн и потом выплачивать проценты только с этой одной тысячи.

На этой почве, по словам Сергея Махоты, многие клиенты начали использовать ломбарды"Скарбница" в качестве хранилища — как банковскую ячейку. "Сегодня система безопасности крупных сетей может конкурировать с банковскими. К примеру, 100% наших отделений оснащены бронированными окнами и дверьми, а также камерами видеонаблюдения", — отмечает Владимир Нестеренко.

Хранение ценных вещей в ломбардах, по некоторым подсчетам, обходится дешевле стоимости банковской ячейки. Отметим, что как минимум 10% от стоимости заложенных вещей клиент ломбарда обязан взять и выплачивать потом насчитанные на эту сумму проценты.

При том, что клиент может брать деньгами не всю стоимость заложенного имущества, в ломбарде существует услуга дистанционного добора средств по договору.

"У нас есть одна постоянная клиентка, которая часто ездит в Грецию и приносит нам на сохранение свои драгоценные изделия — берет за них символичную сумму. Но если ей, например, в Греции приглянулась какая-то шубка, она может в своем онлайн-кабинете взять у нас добор средств на свою банковскую карточку и использовать их для покупки", — рассказывает Владимир Нестеренко.

Из инновационных вещей, которых нет у конкурентов, в сети ломбардов "Скарбниця" называют кэшбэк. "Мы здесь единственные. Кэшбэк мы запустили в августе этого года, но на сейчас уже вернули клиентам гривнами (не бонусами!) 400 тысяч гривен", — отмечает Сергей Махота.

Сами бонусы накапливаются разными путями. Основной — это оплата процентов, из которых 5% возвращается на бонусный счет клиента. Например, оплатил 1000 грн — 50 грн вернулось назад. Эти бонусы можно потратить на оплату процентов в отделении, а можно вывести на свою банковскую карту.

Новый клиент "Скарбницы" получает 2 тысячи приветственных бонусов и покрытие на эти бонусы годовой страховки от несчастных случаев на 10 тыс грн. 

О том, что основную прибыль ломбардам приносят постоянные клиенты, которыми нужно дорожить, рассказывает Иванна Кузьменко. "В ломбардном бизнесе, более 60% дохода приносят постоянные клиенты. Поэтому мы дорожим каждым клиентом, внедряем тарифные планы, расписываем дисконтную программу и программу лояльности", — говорит она.

Между тем, своим уникальным сервисом хвастаются в сети ломбардов "Скарбниця". "В Киеве работает наш сервис (ни у кого больше такого нет!) мобильный ломбард — это когда клиент может вызвать через наш сайт эксперта к себе на дом или в любое удобное для него место. Оценщик берет с собой кассовый аппарат и все нужные реактивы. Особенно, это актуально, когда человеку нужно что-то габаритное отдать в залог. Например, был случай, когда нам отдавали в залог одновременно газонокосилку, бензиновый генератор и холодильник", — рассказывает Сергей Махота.

Примечательно, что сам приезд оценщика и вывоз вещей, которые отдаются в залог, клиенту ничего не стоят, а вот уже за то, чтобы вещи привезли с ломбарда назад — придется заплатить.

То, что иностранных игроков на рынке ломбардов Украины нет, в самих украинских ломбардах связывают со своей продвинутостью. "Мы более продвинуты, чем ломбарды, которые есть в Европе или Америке. Они могут еще у нас поучится тем вещам, которые мы внедряем здесь. Там ломбарды больше нацелены на скупку. У нас это больше один из видов кредитования. Например, такого, чтобы со своего онлайн-кабинета добрать деньги на свою банковскую карту — в Европе нет. Да даже сам онлайн-кабинет не во многих ломбардах в Европе есть", — говорит Сергей Махота.

Надия Михальчук, специально для Delo.ua