НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Первые 100 дней Верховной Рады: финпопулизм и ирония над "турбо"

Верховная Рада. Фото: 112 канал
Верховная Рада. Фото: 112 канал
Пока спикер парламента не видит предпосылок для досрочных перевыборов, треть украинцев считают такой вариант вероятным

Уникальному составу украинского парламента  9 созыва 6 декабря исполнилось сто дней. Впервые под куполом Верховной Рады народные депутаты собрались 29 августа, хотя к тому времени девятый созыв уже прочно укрепился в статусе разрушителя канонов.

Абсолютный рекорд по незаконной агитации, исторически низкая явка, первое в истории Украины монобольшинство, масштабнейшее обновление Верховной Рады с 1992 года и, впервые, пятая часть парламента — женщины. Все это без учета достижений на досрочных выборах партии "Слуга народа", которая обновила несколько пыльных рекордов "Партии регионов".

Корреспондент Delo.ua собрал ключевые оценки работы главного законодательного органа страны, попутно разобравшись, как появилось одно из ключевых понятий этой осени.

Накануне стодневнего "юбилея" спикер Дмитрий Разумков, в интервью"НВ", назвал цифру, которая может сейчас стать центральной в оценке работы нардепов — за 100 дней они приняли 86 законов. По словам Разумкова, это "примерно на 30% больше", чем сделал предыдущий парламент за аналогичный период. Действительно, аналитика Комитета избирателей Украины говорит, что эффективность девятого созыва заметно выше восьмого. К концу стодневного периода (март 2015-го) прошлый парламент зарегистрировал 1831 документ. Из них 60 стали законами. У нынешнего парламента в активе 1292 нормы. Фактически, в 2015 году только каждый 30 проект становился законом, а этой осенью — уже каждый 15-й.

Правда в марте 2015-го спикер Владимир Гройсман, отчитываясь о своей стодневке, сделал важное уточнение: "Показатель количества является признаком только активности депутатов, но не является информативным с точки зрения качества".

Глава КИУ Алексей Кошель указывает на другую особенность уже нынешнего парламента: больше половины предложений ВР — финансовый популизм.

"Проблема финансового популизма, хоть и в меньшем масштабе, имела место в парламенте предыдущего созыва. По данным КИУ в 2016 году негативные выводы Минфина получили 34% законопроектов, в 2017 году — 32%. Однако по состоянию на сейчас эта цифра резко прыгнула и составляет уже 53%. Как правило, большинство нереалистичных документов регистрируют сами народные депутаты, которые, с одной стороны, требуют повышения социальных стандартов, но, с другой, не обосновывают за счет чего было бы реально осуществить такие выплаты", — объясняет Кошель.

По количеству проектов закономерно лидирует монобольшинство — "слуги народа" подали больше 600 документов, оставив далеко позади своих коллег. Ближе всего подобралась "Батькивщина", третья по численности в Раде фракция, — 199 законопроектов. Обогнали члены монобольшинства остальных парламентариев и по количеству правок. По информации аналитического портала "Слово и дело", всего за 100 дней поступило больше 13 тысяч правок. Из них 7,2 тысячи отклонили, а 5,8 тысяч — учли. Члены монобольшинства стали авторами семи тысяч правок, из которых поддержаны больше четырех тысяч. Второй здесь также стала "Батькивщина", подавшая 1700 правок. В итоговые редакции прошло только 632.

По данным общественной сети "Опора", в пленарном зале кнопки нажимали 496 тысяч раз. Чуть больше половины случаев депутаты голосовали "за" и только в 3% — "против". Чаще всего зеленые кнопки под куполом жмут "слуги народа" и представители фракции "Голос", реже всего — нардепы из "Оппозиционной платформы — За жизнь". К слову, член "ОПЗЖ"Олег Волошин отметил в общении с корреспондентом Delo.ua, что их фракция и монобольшинство являются идеологическими противниками, поэтому они готовы идти на любые законные ухищрения, чтобы затормозить работу парламента.

Примечательно, что неперсональное голосование не исчезло, но стало не столь распространенным явлением. За первые сто дней парламента Гройсмана было поймано 28 кнопкодавов. В нынешнем созыве их пока десять. Почетным рекордсменом стал член "ОПЗЖ"Владимир Кальцев — 3 декабря он девять раз голосовал за своего коллегу-мажоритарщика от Александра Пономарева. Кальцев подошел к вопросу серьезно и принял все возможные меры безопасности, чтобы его не уличили в "пианизме", прикрывшись во время неперсональных голосований листиком бумаги.

Первым кнопкодавом нового парламента стал мажоритарщик из Донецкой области Александр Ковалев. Он сначала отрицал сам факт проступка, а признавшись понадеялся, что "это будет самый маленький грех". А вот второй "пианист", представитель "Слуги народа"Сергей Литвиненко объяснял проступок уже модными терминами: "В моих действиях не было никакого умысла, это все было в турборежиме. Я переживал, чтобы за эти законы мы проголосовали так, как подсказывали мне душа и сердце, и умысла не было злого".

Само по себе слово "турборежим" появилось в первый же день работы нового парламента, 29 августа. Глава фракции "Слуга народа"Давид Арахамия ближе к семи вечера заметил — зал работает уже пять часов, но принято всего два решения (депутаты тогда определилась с премьер-министром и министром обороны). "Давайте поработаем так, чтобы мы в турборежим как-то перешли и уже, я думаю, до 2-3 ночи приняли все, что у нас есть в повестке дня", — сорвал аплодисменты Арахамия.

В тот же день это парламентское заклинание прозвучало еще трижды, а потом на две недели перекочевало из лексикона народных депутатов в СМИ. К термину вернулся спикер Разумков, который как-то пожаловался на затянувшийся перерыв: "Уважаемые коллеги, я понимаю, что мы работаем в турборежиме, но мы же не работаем в режиме гиперлупа и машины времени. Поэтому, если мы с вами договариваемся, что перерыв у нас до 12:30, то он до 12:30, а не до 12:50".

Вскоре представители и оппозиционных фракций взяли новый парламентский мем на вооружение. Особенно полюбилось слово замглаве фракции "Европейская солидарность"Ирине Геращенко. "Вы знаете, мы за то, чтобы турборежим поддерживался в Верховной Раде и категорически против того, чтобы на 8 минут позже начиналось утреннее заседание", — иронизировала она. В дальнейшем члены разных фракций неоднократно обвиняли именно турборежим в том, что парламент принимает некачественные законы. Доходило до того, что оппоненты "слуг народа" десять раз за заседание упрекали монобольшинство в том, что из-за турборежима ВР принимала несовершенные решения. Осудил явление даже премьер-министр Алексей Гончарук, презентуя в парламенте программу деятельности Кабмина.

"Есть одно обстоятельство, которое, по моему мнению, должно уйти постепенно в прошлое. Это этот так называемый "режим форсирования", да, вы его называете "турборежим". Это ненормально", — заявил он под шум зала. Практически на следующий день Разумков пообещал выключить турборежим и работать спокойней. Хотя 17 октября, подводя итоги первых 50 дней парламента, он признался — ВР все еще живет в турборежиме и он за это всем благодарен. В общей же сложности слово и его производные прозвучали в стенах парламента 74 раза.

В целом, по данным социологии, поддержка Верховной Рады за 100 дней заметно упала. В Киевском международном институте социологии отмечают: действия Верховной Рады еще в октябре поддерживали 53% респондентов, а сегодня — 36%. Похожая динамика среди тех, кто не поддерживает ее работу: 30% против 52%. Свое слово в оценке работой первой "сотни" ВР сказал и бизнес. Так, 46% директоров членских компаний Европейской бизнес ассоциации оценили работу парламента, как удовлетворительную. Чуть больше трети считает, что депутатский корпус работает плохо. Впрочем, один из последних опросов Фонда демократических инициатив говорит, что 82% респондентов считают, что сделали правильное решение на парламентских выборах.

Несмотря на такую поддержку, с завидной периодичностью поднимаются разговоры о досрочных выборах. Например, Арахамия на последнем съезде партии "Слуги народа" признался, что вероятность этого — 75%. У народного депутата Анны Скороход, которую из монобольшинства исключили, не такой радужный прогноз. По ее мнению, эта вероятность составляет 99%. Разумков считает, что сегодня предпосылок к этому вообще нет. Если же говорить о социологии, то в Фонд деминициатив говорят: почти 33% украинцев за то, что перевыборы будут. Отрицают такую возможность 43,5%.

Илья Требор, специально для Delo.ua