Первым президентом Евросоюза стал кандидат от «старой» Европы

Представители 27 стран Европейского Союза на внеочередном саммите в Брюсселе пришли к единому мнению относительно кандидатуры президента и главы «МИДа» Европы. Первым президентом стал премьер Бельгии Херман Ван Ромпей, а главным дипломатом – Кэтрин Эштон

союз избрал в четверг вечером премьер-министра Бельгии Хермана ван Ромпея своим первым президентом, а новым высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности избрана еврокомиссар по вопросам торговли баронесса Кэтрин Эштон.

Кандидатуру Ван Ромпея на главный руководящий пост ЕС изначально поддерживали "тяжеловесы" Евросоюза - Франция и Германия. Для того чтобы избрать президента ЕС (президента Европейского Совета - полномочного форума глав государств и правительств стран ЕС) и "министра иностранных дел" (верховного представителя по внешней политике и безопасности в ранге заместителя председателя Еврокомиссии), европейские лидеры собрались в четверг на ужин в Брюсселе.  

Постоянный председатель Европейского Союза — так официально называется должность президента ЕС — заменит механизм, согласно которому члены ЕС руководили союзом по очереди в течении полугода. Он будет представлять политическую и экономическую позиции Евросоюза на международной арене, а также председательствовать на саммитах ЕС. Избираться президент будет на 2,5 года. Это все, что сказано об этой важнейшей должности в так называемом Лиссабонском договоре. Однако права президента четко в нем не прописаны.

Серьезным конкурентом Ван Ромпея был экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Его кандидатура до недавнего времени была единственной. Но Европа так и не простила Блэру поддержку американского вторжения в Ирак и обособленность Великобритании в деле евроинтеграции (страна не входит ни в зону евро, ни в Шенгенскую зону). В то же время Ромпей, который представляет небольшую страну ЕС, участвует во всех евроначинаниях и не имеет ярых противников внутри ЕС.

Свои кандидатуры на место главы ЕС подали также премьер-министр Нидерландов Ян-Петер Балкененде и экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Одно можно сказать точно — кто бы ни занял пост президента, от этого человека будет зависеть будущее данной должности.

Главный дипломат Европы

Эта должность может оказаться еще более влиятельной, чем президентская. В частности, глава МИДа автоматически станет первым зампредседателя Еврокомиссии, под чьим контролем находится многомиллиардный бюджет Союза.

«У министра иностранных дел будет свой штаб. Ежедневную работу по ведению политики всей Европы он не должен будет согласовывать с каждым министром иностранных дел членов ЕС», — поясняет Александр Рар, директор Центра Россия — Евразия при Совете по внешней политике ФРГ. При этом, по словам Рара, сейчас очень сложно представить, что министры иностранных дел Германии, Великобритании или Франции в каких-то вопросах, касающихся национальных интересов страны, отступили бы в пользу министра иностранных дел всей Европы.