- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Закон о снятии госмонополии на космос: когда украинские компании покорят орбиту
В понедельник, 25 ноября, состоится первый этап конкурса на должность главы Государственного космического агентства. Выборы руководителя этого органа сегодня особенно актуальны — 29 января 2020 года в Украине заработает новый закон, который даст доступ частным компаниям в космической сфере. Эксперты сходятся во мнении, что у этой нормы есть шансы подтолкнуть отечественную аэрокосмическую отрасль. Ведь на сегодняшний день Леонид Каденюк остается единственным человеком из независимой Украины, который побывал в космосе.
О том, что нужно снимать госмонополию на аэрокосмическую отрасль, начали говорить давно — в предыдущем созыве Верховной Рады даже регистрировали соответствующий законопроект, хотя дальше этого дело не пошло. В первый же день работы нового парламента, 29 августа, трое депутатов из фракции "Слуга народа" подали свой проект о ликвидации монополии государства в этом вопросе. В середине сентября Рада приняла его в первом чтении, через три недели — во втором, а 25 октября президент Владимир Зеленский закон подписал.
Таким образом, 29 января 2020 года украинские предприятия любой формы собственности смогут осваивать космос.
О чем закон?
Фактически частные компании получат право разрабатывать и проводить испытания ракет-носителей, отправлять космические аппараты в космос, управлять ими на орбите и возвращать их обратно. "Входным билетом" на рынок станет декларация о намерениях, которую нужно будет подать в Государственное космическое агенство. Хотя на этом бумажная волокита не закончится — чтобы заниматься испытанием и отправкой в космос ракет-носителей, понадобится спецразрешение от Госкосмоса, которое в теории можно будет получить всего за три месяца. В то же время сохранится ограничение на создание ракетной и космической техники военного, а также двойного назначения.
С другой стороны, украинским космическим предприятиям больше не нужно будет просить разрешения государства, чтобы провести переговоры с иностранными компаниями, например, о привлечении инвестиций в свой проект. Вместо этого власти будут вести учет сообщений о подобных переговорах и регистрировать заключенные контракты.
"Наша позиция в том, что частный космос, как и любая другая история, над которой мы сейчас работаем, — это про привлечение иностранных инвестиций. Ну, а вторая история касается дерегуляции. Фактически у нас и так работают на этом рынке компании, но не под юрисдикцией Украины и немного в тени. Поэтому мы облегчили им условия работы", — рассказал в комментарии Delo.ua один из авторов закона, нардеп от "Слуги народа"Виталий Безгин.
С какими трудностями столкнется новая сфера?
О том, что вопрос доступа частных компаний в аэрокосмическую отрасль давно назрел, говорит и Дмитрий Легеза, основатель компании Space Logistics Ukraine, которая планирует построить космодром на территории Украины. Он жалуется, что сейчас на этом поле ничего не происходит: "Мы просто теряем космическую отрасль. Люди, которые могли бы передать свои знания и опыт, они уже старые, их осталось не так много. А молодежь не хочет идти учиться на профильные специальности — они не понимают зачем". При этом Легеза подчеркнул — новые игроки столкнутся с проблемами практически на каждом этапе своей работы.
Тот факт, что аэрокосмические специальности сегодня не пользуются особым спросом среди абитуриентов говорит и образовательный эксперт "Украинского института будущего"Николай Скиба. "Молодые люди просто не поступают на эти специальности. Почему? Они понимают, что им некуда идти. В государственную сферу им не хочется. Там, честно говоря, нечем заниматься, а в частной пока нет рабочих мест", — объясняет он. Действительно, если опираться на документы Министерства образования, то сегодня государственный заказ по специальности "авиационная и ракетно-космическая техника" составляет всего 235 мест. Для сравнения, госзаказ на специальность "Право" предполагает больше 1900 мест.
Что изменят новые правила в Украине?
Впрочем, эксперты не сомневаются, что новый закон поможет изменить ситуацию. Скиба говорит, что появление частных космических компаний в Украине однозначно сделает профильные специальности популярнее. Особенно, если будет применен опыт дуального образования — системы, когда студент параллельно учится в вузе и проходит оплачиваемую практику на производстве по своей специальности. Он не исключает, что при оптимистическом сценарии за 5 лет госзаказ по профильным специальностям может вырасти и до тысячи человек. Легеза, в свою очередь, считает, что новая "космическая политика" Украины может подтолкнуть и смежные сферы — науку, образование, медицину и в целом экономику.
"В любом случае, цивилизация будет выходить к другим планетам. И тут вопрос в том, какое место в этом займет Украина, имея мощную историю в вопросе космоса и серьезную платформу. По нашим убеждениям, Украина может выйти в ТОП-5 стран и не быть придатком кого-то. Мы можем независимо строить свои ракетоносители, создавать свои спутники", — говорит предприниматель.
Более того, Легеза отмечает, что уничтожение госмонополии в этой сфере способно объединить множество энтузиастов, разбросанных по всей территории страны. "У нас же огромное количество разрозненных групп людей по всей Украине, которые отдали всю жизнь космосу. Кто-то занимается там, кто-то здесь, одни делают спутники, другие ракеты. Но без участия государства и без финансовой поддержки может ничего не получиться. Разработки останутся всего лишь разработками. Ну, или страны, которые более развиты в этом вопросе, заберут их себе", — отмечает он.
Что нужно сделать еще?
Правда, для начала нужно решить еще несколько процедурных вопросов. "У нас остаются вопросы по подзаконным актам. Мы законом фактически открыли доступ, но там осталось еще большое количество регулирования и разрешительной документации, которую, по сути, нужно упрощать. Это только первый шаг. Еще непосредственно исполнительная власть должна поработать", — объясняет Безгин.
В Space Logistics Ukraine признаются, что они тоже не до конца понимают, как будет работать закон. Юридический консультант компании Мария Кирпачева отмечает, что, как минимум, Кабинет министров Украины должен разработать порядок подачи декларации и порядок сообщения о заключении внешних контрактов. "Напомним также, что в Украине уже 2 года нет Общенациональной научно-технической космической программы. Финансирование космической отрасли Украины в течение этого периода фактически осуществляется незаконно, ведь для этой строки в государственном бюджете нет законодательных оснований. Будем надеяться, что цепная реакция, которую запускает новый закон, будет результатом принятия новой Космической программы", — резюмирует Кирпачева.
Что станет следующим шагом?
Однако в самой ближней перспективе нужно решить вопрос не дополнительных документов, а кадров — 3 ноября Кабинет министров уволил главу Государственного космического агенства Павла Дегтяренко. В тот же день в правительстве объявили конкурс на его должность. Документы принимались до 18:00 19 ноября. Первый этап конкурса должен состояться 25 ноября — претенденты будут доказывать свое знание одного из официальных языков Европейского совета.
Илья Требор, специально для Delo.ua