Поддельные товары собирают 600 млрд. долларов в год

Подражание — самая искренняя форма лести, но вряд ли многие бренды рассматривают это явление именно с такой точки зрения
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

то же время контрафакция набирает обороты, пишет The Economist. С ростом активности в Интернете и расширением международной цепи поставок, а также на фоне экономического спада подделки можно встретить повсеместно. На улицах Бангкока можно увидеть копии Porsche и Ferrari. Немецкий банк в своих резервах обнаружил фальшивый золотой слиток из вольфрама, сообщало немецкое телевидение. Даже американскому космическому агентству NASA поставлялись материалы, в подлинности которых можно было сомневаться.

Раньше подделка была проблемой рынка роскоши, комментирует Тереза Рандаццо, курирующая вопросы прав интеллектуальной собственности американской таможенной службы. Теперь пытаются провозить контрафактные товары, которые имеют большее влияние в экономике, например, фармацевтическую продукцию и компьютерные компоненты. Новое исследование американского министерства торговли показало, что подделки проникают даже в армию. Число контрафактных элементов в системах военной электроники за период с 2005 по 2008 год выросло более чем вдвое, что может быть разрушительно для высокотехнологичных вооружений.

По оценкам ОЭСР, международный оборот контрафактной и пиратской продукции в 2007 году достигал 250 млрд. долларов. В Международной коалиции по борьбе с контрафактной продукцией (IACC) утверждают, что на самом деле цифра еще выше — ближе к 600 млрд. долларов. Дело в том, что оценка ОЭСР не учитывает интернет-пиратство и подделки, которые продаются в той же стране, где производятся. В обороте мировой торговли фальшивки составляют до 5–7%, говорят в IACC.

Рост контрафактного оборота в последние годы определяли несколько факторов. Во-первых, перенос значительной части производства в страны с низким уровнем защиты интеллектуальной собственности. Во-вторых, развитие Интернета в целом и электронной коммерции в частности, которое упростило задачи дистрибуции фальшивок. Компания MarkMonitor, специализирующаяся на защите брендов в Интернете, прогнозирует, что объем онлайн-продаж подделок в этом году достигнет 135 млрд. долларов, пишет The Economist.

В-третьих, в период рецессии потребители в богатых странах, не располагая достаточными средствами, переходят на более дешевые альтернативы. На фоне стремления компаний к снижению издержек, цепи поставок также могут быть более уязвимыми в смысле появления контрафактных комплектующих.

В 2008 году объем поддельных продуктов, изъятых на американских границах, вырос почти на 40% по сравнению с предыдущим годом. Затем показатель снизился на 4% в прошлом году, однако это намного меньше падения импорта в целом (25%). В Европе в 2008 году таможенные службы конфисковали в два с лишним раза больше контрафактных товаров, по сравнению с предыдущим годом.

Компании, которые еще более остро ощущают потерю прибыли из-за мошенников, все более активно стараются искоренить самозванцев. Количество исков производителей к мошенникам и случаев конфискации нелегальной продукции стремительно растет.

Технология борьбы с пиратами также становится более сложной. Помимо голограмм и водяных знаков, многие компании в сфере защиты брендов начали использовать технологию радиометок (RFID), чтобы было легче отслеживать поставки товаров. Это позволяет компаниям маркировать коробки и ящики специальными чипами, сигналы которых подтверждают подлинность продукции.

Службы по защите брендов в Интернете между тем наращивают обороты. В компании OpSec Security сообщили, что направление онлайн-мониторинга в последние два года показывает рост на 20% в год, в то время как выручка в направлении транспортных услуг снизилась (потому что компании отгружают меньше продукции). MarkMonitor в прошлом году на фоне высокого спроса повысила цены на услуги онлайн-защиты брендов на 18%. Крупнейшие американские компании на борьбу с подделками в среднем тратят 2–4 млн. в год, и этот показатель увеличивается параллельно росту оборота интернет-торговли.

Правительства также расширяют программы борьбы с контрафактной продукцией, которая лишает государство налоговых поступлений и наносит ущерб легитимному бизнесу. Нелегальное копирование товаров и пиратство, по данным консалтинговой компании Frontier Economics, стоит крупнейшим экономикам "Двадцатки" 62 млрд. евро (85 млрд. долларов) в год, если учитывать потери налоговых поступлений и увеличение расходов на выплату пособий по безработице. На каждый доллар, вложенный в борьбу с контрафакцией в США, правительство получает 5 долларов дополнительной налоговой выручки, по оценкам американской торговой палаты. В последние годы Франция и Италия в числе прочих ввели законы, предусматривающие для покупателей поддельных товаров наказание в виде крупного штрафа и даже лишения свободы.

В США был впервые назначен координатор по защите прав интеллектуальной собственности (IP tsar). ЕС сформировал наблюдательный центр по борьбе с подделками, чтобы усовершенствовать процесс сбора статистики и распространения рекомендаций о том, как можно распознать поддельный товар. Америка, ЕС, Япония вместе с другими партнерами обсуждают новое Торговое соглашение о борьбе с контрафакцией (Anti-Counterfeiting Trade Agreement, ACTA). Однако, пишет The Economist, едва ли этот договор подпишет Китай, где, как считается, выпускается 80% мирового объема поддельных товаров.