Подорожание продуктов питания кардинально изменило рацион киевлян

Если до недавнего времени киевская продуктовая розница реагировала на финансовый кризис гораздо спокойнее, чем региональная, то с нового года ситуация изменилась
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

горожане все чаще экономят на продуктах, отказываясь от молочных и мясных "деликатесов" в пользу картошки и круп. Покупатели со средним уровнем дохода, наоборот, готовы заплатить чуть дороже, но получить качественный товар, поэтому переходят на импортную еду, поскольку заморские продукты дорожают куда медленнее отечественных.

Неаппетитные цены

В деньгах цифры выглядят еще более устрашающе. Литр молока сейчас стоит порядка 7–8 гривен, пачка сливочного масла — 13–15 гривен, килограмм сыра — от 50–60 гривен, картофеля — от 5 гривен, гречки — до 10 гривен. И судя по тому, с какой пугающей методичностью продавцы переписывают ценники, эти цифры не окончательные. В столичных супермаркетах рассказывают, что каждая новая поставка приходит уже с 3–5%-ной наценкой, пишет "Деловая Столица".

Данная тенденция испортила аппетит многим киевлянам. Результаты изучения потребительских настроений Международным центром перспективных исследований и компанией GFK свидетельствуют, что к концу зимы в столице этот показатель упал по сравнению с декабрем на девять пунктов. А ведь еще в конце 2009 года цифра, наоборот, была довольно высокой (100) и впервые с начала кризиса достигла так называемой "границы оптимизма". Исследователи не исключают, что именно оживление потребителей позволило продавцам завысить цены даже больше, чем того требовали объективные причины. Но, похоже, ритейлоры все-таки перегнули палку. Все большему числу киевлян не хватает денег на привычный набор продуктов.

Директор департамента продаж гипермаркета "Караван" Андрей Минеев говорит, что за последние два-три месяца сумма среднего чека увеличилась на 15–20%. В сетях отказались озвучить эту цифру в деньгах, но, по мнению аналитиков, даже очень скромно питающаяся столичная семья вынуждена расходовать на недельный рацион не менее 300–400 гривен. При этом содержимое потребительской корзины разительно оскудело. Постепенно из нее исчезают такие "деликатесы", как молочные изделия, мясо, рыба и сладости.

Директор по закупкам сети "Метро Кэш энд Керри Украина" Михаэль Кайзер отмечает, что в их магазинах снижаются продажи колбасных изделий и мяса, а также свежей рыбы, которую киевляне не считают предметом первой необходимости. По оценкам ритейлоров, продажи перечисленных товаров за последние два-три месяца упали как минимум на треть. Это первый подобный обвал продуктовых продаж в столице с начала кризиса. До конца 2009 г. на еде экономили преимущественно жители регионов, тогда как Киев считался в этом плане сравнительно благополучным.

На бобах и деликатесах

Изменение вкусов среднего класса заметили и производители. Как сказал директор департамента торговли и производства группы компаний "Агрополис" (ТМ "Щедрый вечер") Виктор Смирнов, в структуре их киевских продаж за последние пару месяцев объемы реализации продукции в высоком ценовом сегменте уменьшились на 30%, тогда как в эконом-классе, наоборот, выросли на 20%. По словам г-на Шевчука, они привлекают к сотрудничеству региональных производителей, которые готовы поставлять малоизвестные массовому потребителю ТМ по доступным ценам. Кроме того, сети расширяют перечень собственных торговых марок.

Но подобные меры не спасли розницу от оттока покупателей. Павел Шевчук констатирует отток потребителей на рынки. По самым скромным оценкам, базарные торговцы уже отвоевали у цивилизованного ритейла до 10% клиентов и в дальнейшем эта цифра будет только расти.

Иначе ведут себя покупатели со средним уровнем дохода. По мере того, как дорожают привычные для их рациона отечественные продукты, они все чаще ищут аналоги среди импортных товаров. Особенно ярко эта тенденция проявилась в сегменте молочной продукции. Михаэль Кайзер рассказывает, что покупатели все чаще отдают предпочтение польскому твердому сыру, который при более высоком качестве стоит столько же, как и украинский, а то и дешевле. Директор консалтинговой компании "Инфагро" Василий Винтоняк отмечает, что на сегодняшний день доля импортного сыра в столичной рознице занимает порядка 5%. На первый взгляд, цифра невелика, но если учесть, что только с начала года она выросла на 1–2%, то перспективы продаж импортной продукции в Киеве достаточно радужные. По словам г-на Винтоняка, в столичную розницу недорогие польские сыры ("Эдам", "Гауда" и пр.) поступают по цене от 43 грн./кг, тогда как отпускная стоимость аналогичной продукции отечественного производства составляет не менее 50 грн./кг. Так что переориентация на импорт будет продолжаться и в дальнейшем.

По схожему сценарию развивается и ситуация со сливочным маслом. "Те, кто ранее покупал дорогое украинское масло, сейчас, когда его стоимость достигла 13–15 грн./пачка, уже вполне могут позволить себе приобретать финский или новозеландский продукт по 17–18 грн./пачка", — говорит аналитик компании ААА Мария Колесник.

Поставщики заявляют и о росте продаж импортных сладостей. В компании "Ферреро Украина" утверждают, что за последние месяцы объемы реализации их продукции незначительно увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Удорожание сахара стало поводом для наших кондитеров прибавить к ценникам до 20%. В итоге среднестатистическая коробка более-менее приличных конфет стоит не менее 20–25 гривен. Но доплатив 5–10 гривен., можно приобрести продукцию мировых ТМ, поставщики которых накручивают цены с меньшим азартом, чем местные производители. Как сказал генеральный директор компании "Ферреро Украина" Томаш Миколайчак, после скачка евро в прошлом году они поднимали цены "порционно": последнее подорожание на 10–15% было в октябре 2009 года. Но даже сейчас цены в валюте остаются ниже докризисных.

По мере повышения цен и снижения качества рискуют потерять покупателей со средним уровнем дохода и отечественные колбасники. Тем более что некоторые столичные сети уже увеличили предложение польской и австрийской мясной продукции, которая при более высоком качестве стоит всего на 15–20% дороже.