Политики, дроны, орланы, автобаны: самое интересное из зарубежных СМИ этой осенью

От степей Узбекистана и островов Японии до Нидерландов, Германии, Канады и Британии — мы собрали все самое интересное с половины мира в нашем новом, осеннем обзоре международных СМИ от Delo.UA и школы английского языка Speak-Up

Delo.UA совместно со школой английского языка Speak-Up представляют новый осенний обзор иностранных СМИ!

Новый глава Узбекистана: на распутье трех дорог…

Неделю спустя после официального заявления о кончине бессрочного президента Узбекистана Ислама Каримова (2 сентября этого года), парламент страны назначил премьер-министра Шавката Мирзиеева (Shavkat Mirziyoyev) исполняющим обязанности главы государства. Для многих это знак того, что элита страны нашла точки соприкосновения касательно преемственности на эту должность, сообщает Foreign Policy.

Мирзиеев, который пробыл на посту премьер-министра Узбекистана с 2003 года, в широких кругах рассматривается в качестве самого подходящего кандидата на пост президента. Во время пышных похорон Ислама Каримова государственное телевидение показывало видеоматериалы, на которых Мирзиеев принял на себя обязанности главы государства: организовал масштабное мероприятие по поводу кончины первого и единственного президента страны, общался с приглашенными зарубежными высокопоставленными лицами; также встречался с президентом России Владимиром Путиным, который прибыл с визитом во вторник.

Согласно Конституции временно исполняющим обязанности главы государства должен был быть назначен председатель Сената Нигматулла Юлдашев (Nigmatulla Yuldashev), но, как сообщают, он отклонил свою кандидатуру. Он нарушил процедуру, как поговаривают в кулуарных кругах, по причине того, что Мирзиеев, как "серый кардинал" страны, обладал незримой, но ощутимой властью. В связи с этим он попросил представителей законодательной власти назначить премьер-министра и.о. президента страны вместо себя, ссылаясь на его "многолетний опыт работы [в правительстве]".

В качестве врио президента и вероятного преемника Каримова Мирзиееву придется найти решения серьезных проблем, которые переживает Узбекистан. Среди них необходимо отметить экономический застой, массовый выезд граждан из страны, а также присутствие в стране представителей экстремистских организаций. Самой трудной задачей, как полагают, для Мирзиеева могут стать взаимоотношения с основными мировыми силами, а именно Россией, США и Китаем, а также с соседними странами: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном — так как Москва, Пекин и Вашингтон жестко конкурируют друг с другом за право иметь максимальное влияние в данном регионе.

По словам Бахти Нишанова (Bakhti Nishanov), заместителя директора по Евразии при Международном республиканском институте "Москва заинтересована в Центральной Азии, больше чем кто-либо другой", сообщает Foreign Policy.

Взаимоотношения Узбекистана и Вашингтона переживали свои взлеты и падения. Очень близки они были, когда Узбекистан предоставил свою базу ВВС для транспортировки личного состава и военно-техническое обеспечение в зону военного конфликта в Афганистане. После критики официального Вашингтона бойни в Андижане в 2005 году, когда силовики расстреляли невооруженных протестантов, Узбекистан закрыл свою базу.

Китай заинтересован в Узбекистане как в полигоне для внедрения своего проекта "One Belt, One Road" ("Один пояс — одна дорога"), версия Шелкового Пути XXI-го века, суть которой заключается в соединении Китая с Европой посредством стран Центральной Азии. В отличие от Америки, Китай, будучи важной экономической силой, совершенно отстраненно ведет себя в отношении своей роли в качестве политического игрока в данном регионе.

Москва старается максимально упрочнить свое влияние в Центральной Азии, рассматривая страны данного региона, как важных стратегических партнеров.

Некоторые политические эксперты полагают, каким образом следующий президент Узбекистана решит продолжать взаимоотношения со странами Центральной Азии, таким может быть путь для нового главы государства для закрепления своего положения в стране и удержания власти в своих руках.

Автобаны: почему у немцев это работает?

Самое страшное на скорости 230 км/ч на участке без ограничений скорости немецкого автобана — это то, что вы не понимаете, насколько быстро вы едете, пока вам не придется тормозить, предупреждает The Globe and Mail.

При скорости в 230 км/ч вы покрываете расстояние, равное ледовой арене, менее, чем за секунду. Мозг быстро подстраивается к новой скорости и наполняется спокойствием и безмятежностью.

В Канаде скоростные шоссе имеют ограничение до 120 км/ч, но даже при такой "черепашьей" скорости можно стать правонарушителем.

На автобане концентрация внимания сужается на том, что происходит непосредственно перед вами; вы лишь замечаете проносящиеся объекты, среди которых дорожные знаки появляются и исчезают с калейдоскопической скоростью. Вы будто находитесь в многотонном самолете, который готов оторваться от земли при скорости 250-300 км/ч.

Вот светлая точка перестраивается на вашу полосу. Сложно определить, насколько быстро объект движется, но он все приближается и приближается. В мгновение, которое уходит у вас на то, чтобы переставить ногу с педали газа на педаль тормоза, автомобиль проходит еще одну "ледовую арену". И наконец, объект приобретает форму кроссовера и он идет "на скорости" (по крайней мере, согласно нормам Канады).

Даже если он едет со скоростью в 150 км/ч, то для вас он практически "стоит на месте". Только упираясь в педаль тормоза, вы ощущаете, как маленькие колодки дисковых тормозов пытаются замедлить движение более тонны металла. К вам приходит осознание того, что 230 км/ч это не просто быстро, а очень быстро.

"При увеличении скорости движения масса движущегося тела должна расти", вспомните вы слова школьного учителя по физике, поясняющего кинетическую энергию движущегося тела, и именно сейчас вы ощущаете все это в полной мере. Торможение занимает гораздо больше времени, чем вам казалось ранее. Тот самый момент, когда от вашей умиротворенности не остается и следа.

То, что существуют автобаны без ограничения скорости, совсем не означает, что можно ускоряться до бесконечности. Основным ограничивающим фактором, по мнению испытавших прелести езды на автобанах Германии, является передвижение других транспортных средств. Именно их количество и есть фактор, ограничивающий скорость передвижения вашего авто.

Немцы ревностно относятся к соблюдению правил дорожного движения. Получить права в Германии дорого и отнимает много времени. Но Германия член ЕС, поэтому ее границы открыты для всех водителей, в странах которых к выдаче водительских удостоверений относятся с меньшим снобизмом и скрупулезностью.

Во многих странах, и Канада не исключение, идут горячие обсуждения вокруг ограничения скорости, но не в сторону увеличения, а уменьшения. В 2015 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе касательно безопасности движения на дорогах мира рекомендовала: "при пересечении движения автотранспортных средств с местами передвижения пешеходов ограничение по скорости не должно превышать 30 км/ч".

Несмотря на это, в Канаде на дороге погибают 6 человек на 100.000 населения, в Германии этот показатель — 4,3, согласно исследованию ВОЗ на 2013 год. В Канаде законы фокусируются на скорости. В Онтарио, например, за превышение скоростного режима полиция может временно лишить водительских прав сроком на неделю, изъять транспортное средство и оштрафовать правонарушителя на $10.000 за превышение скорости на 50 км/ч. Некоторые полагают, что полиции следовало бы больше внимания уделять случаям плохого вождения.

Полицейские на автобанах зорко следят за выполнением ПДД на дороге. На участках автобана, где скорость может быть неограниченной, осуществляется строгий контроль за случаями небезопасного вождения и зигзагообразных маневров.

Также контролируется с особой тщательностью безопасное расстояние между транспортными средствами — расстояние должно составлять приблизительно половину скорости до впереди идущего транспортного средства, т.е. при скорости 100 км/ч — 50 метров. Нарушение неизменно приводит к строгому наказанию.

Основным принципом, которым должны руководствоваться автолюбители на скоростных автобанах Германии, это "твоя свобода ограничивается свободой другого человека".

Белоголовые орланы против дронов на службе в голландской полиции

В Голландии полиция осваивает древний метод перехвата летающих объектов для разрешения проблемы, связанной с огромным количеством дронов — беспилотных летательных аппаратов — в воздушном пространстве страны. На данный момент это первая в мире страна, которая будет использовать белоголовых орланов в качестве "летающих солдат", рассказывает The Guardian.

"Это решение высокотехнологической проблемы "дедовским" способом", — заявил пресс-секретарь полиции Деннис Янус (Dennis Janus) во время проведения демонстрации возможностей этого нового подразделения.

Сообщается, что орланов будут использовать в случаях, когда дроны будут представлять опасность для людей, например, при визитах высокопоставленных государственных особ или при приближении этих небольших летательных аппаратов слишком близко к аэропортам.

В 2015 году была проведена серия испытаний с целью определения лучшего способа принудительного приземления дронов.

По заявлению г-на Януса, во время испытаний ни одна из птиц, принимающих в них участие, не пострадала, в отличие от беспилотников, которые закончили свое существование в лапах "летающих пехотинцев". Далее он пояснил, что орланы рассматривают дронов в качестве добычи. Перехватывая их в небе, птица опускается на землю, при этом крепко удерживая свою "добычу" в когтях.

На данный момент полиция закупила птиц, возраст которых не превышает пяти месяцев.

Около ста офицеров полиции будут обучены работе с орланами. Ожидается, что голландский "летучий отряд" сможет приступить к своим обязанностям летом в следующем году. До этого момента полиция будет использовать птиц, поставляемых специализированной компанией Guard from Above.

На сегодняшний день более надежного способа борьбы с дронами, которые могут нести потенциальную опасность, по словам Денниса, не найдено, но поиски альтернатив в этом направлении не прекращаются.

Женщина-губернатор: что ждет Токио?

Уже в первые месяцы в кресле губернатора Токио Юрико Коикэ (Yuriko Koike) начала наводить порядок в "своем кабинете". На выборы Коикэ пошла как независимый кандидат, без поддержки Либерально-демократической партии (ЛДП), членом которой она является, которая выдвинула другого кандидата. После вступления в должность она выявила, что место, куда должен переместиться главный рыбный рынок, не было обеззаражено согласно процедуре; она запрещает своим служащим работать после 20:00, аргументируя в пользу "баланса между работой и личной жизнью"; она объявила войну расточительству бюджета и коррупции, пообещав, что сократит собственную зарплату вдвое. Про нее рассказывает The Economist.

По правде говоря, женщина-губернатор — это уже серьезная реформа для Токио, мегаполиса с населением более 13 млн человек и экономикой, сравнимой с экономикой Канады. И дело не только в том, что она представительница слабого пола (87% парламентариев Японии мужчины), она также не принадлежит к политическим "династиям" (в отличие от пяти из семи последних премьер-министров) и даже не "самое сильное звено" партии ЛДП. Все это помогло ей на выборах, но будет ограничивающим фактором в борьбе с повязанной между собой политической элитой города.

В последнее время в Японии стало неким трендом давать обещание бороться с "личными интересами". 85% токийцев ценят порыв г-жи Коикэ решить вопрос с рыбным рынком. Но уменьшение собственной зарплаты и избавление собственных работников от переработок это одно, а разрешать проблемы вне кабинета, который находится в северо-западной части Токио — совсем другое.

Коикэ, возможно, удастся управлять городом при быстром наполнении бюджета для проведения Олимпийских игр в 2020 году в Токио. Это будет еще одна победа Коикэ наряду с вопросом по рыбному рынку. Она будет бороться с явлением, которое имеет особое название amakudari, что можно интерпретировать, как "схождение с Олимпа".

Это система, при которой "большие чинуши" после выхода на пенсию занимают "тепленькие местечки" в одной из многочисленных государственных или частных организаций, находящихся в ведении властей города, получая "скромное" жалование в 10 млн йен ($100.000) в год.

"Ей нужна народная поддержка. Это даст ей возможность бесстрашно смотреть в глаза людям "с личными интересами", но если она будет продолжать в том же духе, она столкнется с жестким сопротивлением", — говорит Коичи Накано (Koichi Nakano) из Университета Софии.

Некоторые обозреватели поговаривают о том, что Коикэ даст бой коррупции только сейчас и то на короткое время, а в дальнейшем сфокусируется на других приоритетных задачах. Одно из ее обещаний — открыть больше детских садов, чтобы дать матерям возможность работать. Также нужно что-то, чтобы снизить нехватку рабочей силы и подавить проявления жесткого сексизма.

Вполне возможно, что она пойдет "на мировую" с ЛДП на определенных условиях; есть мнения, что создаст свою собственную партию. Скорее всего, она предпочтет одобрение ЛДП, так как она находится в противостоянии с членами и союзниками партии в Токио. Все зависит от того, насколько далеко зайдет это противостояние.

Тенденции в экономике Британии после референдума

С тех пор, как Британия проголосовала за выход из ЕС в конце июня, ее экономика так и "не сыграла в ящик", считает The Economist. FTSE 250, основной внутренний фондовый индекс, сейчас выше, чем он был до референдума. Фунт после особо "жарких" дней продаж сразу после голосования стабилизировался. Согласно соцопросам лишь небольшое количество "брекзитеров" (англ. "Brexiteer" — сторонник выхода Британии из ЕС) сожалеют о том, что голосовали за выход из ЕС. Многие из них спорят касательно истерии, которая "прокатилась" по Великобритании перед референдумом. Некоторые вообще в сложившейся ситуации видят начало "брекзит-бума".

Несомненно, некоторые отрасли экономики Британии держатся "бодрячком". Розничная торговля за отчетный август охарактеризовала себя совсем небольшим падением в 0,2%. Даже если в сентябре будет наблюдаться падение розничных продаж, то по итогу третьего квартала они вырастут на 1,5%.

В других отраслях экономики Великобритании складывается не совсем радужная картина. Перед референдумом экономисты в большей степени беспокоились о том, что компании приостановят дорогостоящие необратимые проекты на время, когда будет решаться вопрос о дальнейшем сотрудничестве Британии и ЕС. Ожидается всплеск безработицы; ситуация с инвестированием также оставляет желать лучшего. В июле стоимость контрактов в развитии инфраструктуры упала на 20% в сравнении с июнем на основании среднего числа за три месяца. Наблюдается замедление в кредитовании бизнеса по причине приостановки деятельности фирм.

Результаты последних исследований компаний Банком Англии показывают, что инвестиционные намерения заметно снизились в последнее время. В некоторой степени по этой причине Филип Хэммонд (Philip Hammond), канцлер казначейства Великобритании, намекает на программу инвестирования в развитие инфраструктуры. Со своей стороны, Банк Англии снизил процентную ставку кредитования с 0,5 до 0,25% с целью поддержать кредитование бизнеса.

Нет единого мнения в среде экономистов, избежит ли Британия экономического спада; тем не менее, все согласны с тем, что экономика значительно снизит обороты в результате голосования. После выхода Великобритании из ЕС правительство и банки вынуждены использовать кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, только чтобы удержать рост экономики. "Брекзит" в полной мере еще себя покажет...

Обзор подготовил Андрей Стеценко, преподаватель школы "Speak Up"