- Категория
- Политика
- Дата публикации
"Попытка переворота"? Генштаб Армении выступил против премьер-министра Никола Пашиняна
Генеральный штаб Вооруженных сил Армении потребовал немедленной отставки премьер-министра страны Никола Пашиняна и его правительства. Это произошло после того, как по требованию Пашиняна был уволен первый замначальника Генштаба Тиран Хачатрян. Глава правительства Армении, в свою очередь, назвал происходящее "попыткой военного переворота" и призвал своих сторонников выходить на улицы.
Причиной происходящего стали высказывания сторон конфликта. Так, генерал Хачатрян был уволен после того, как он прокомментировал слова Пашиняна о российских ракетных комплексах "Искандер", состоящих на вооружении Армении. Премьер-министр заявил, что во время войны в Нагорном Карабахе, которую Армения фактически проиграла, комплексы "не взорвались или взорвались лишь на 10%". Хачатрян в комментарии для одного из армянских изданий, "долго смеялся" и сказал, что "это невозможно".
После того, как Хачатрян был отстранен от должности, 40 высокопоставленных военных Генштаба выступили с заявлением, что это решение было принято по "недальновидным и необоснованным причинам" и "без учета национальных и государственных интересов Республики Армения, основываясь только на личных и амбициозных чувствах".
"Премьер-министр и правительство Армении отныне не в состоянии принимать адекватные решения в этой кризисной и судьбоносной для армянского народа ситуации, — говорится в заявлении. — В связи с создавшейся ситуацией вооруженные силы Армении требуют отставки премьер-министра и правительства Республики Армения, одновременно предупреждая воздержаться от применения силы против народа, чьи дети погибли, защищая Родину и Арцах (армянское название Нагорного Карабаха — Delo.ua).
Пашинян ответил через публикацию в Facebook. Он заявил, что расценивает заявление Генштаба как "попытку военного переворота" и призвал своих сторонников немедленно собираться на площади Республики в Ереване. Кроме того, Пашинян уволил начальника Генерального штаба генерал-полковника Оника Гаспаряна, который тоже подписал требование о его отставке.
Напомним, что 27 сентября 2020 года Армения и Азербайджан снова столкнулись в борьбе за Нагорный Карабах. Военные действия продлились 44 дня и были остановлены, по сути, капитуляцией Армении, которая была вынуждена освободить большую часть спорной территории. Более того, следующие пять лет ситуацию в Нагорном Карабахе будут контролировать миротворцы Российской Федерации.
Участниками процесса урегулирования военной фазы конфликта Армении и Азербайджана стали еще две страны — Турция и Россия. В ноябре 2020 года Россия форсировала заключение трехсторонних соглашений и стала гарантом прекращения войны в Нагорном Карабахе, предоставив ослабленным войной сторонам свой вариант — российские миротворцы теперь должны контролировать безопасность в наиболее опасных точках спорной территории. С другой стороны, миротворческий мандат Российской Федерации вызывает много вопросов в контексте ее причастности к ряду других "замороженных конфликтов" и, вероятно, дает ей возможность так или иначе осуществлять протекторат над Арменией. При этом, оказавшись юридически вовлеченной в это соглашение, Россия получила больше обязанностей, нежели выгод. В отличие от Турции.
Отметим, что изначально рвение турецких властей было обусловлено их геополитической стратегией, направленной на то, чтобы сделать из Турции региональное супергосударство, без которого не могут решаться никакие вопросы, связанные с Кавказом. И сейчас ей удалось "зайти" на Южный Кавказ в качестве одного из ключевых посредников и усилить свое влияние в регионе. Так, Турция окончательно закрепила за собой право одного из стейкхолдеров в регионе на уровне с теми государствами, которые с самого начала участвовали в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе и являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ: Россией, Францией и США. Более того, ей удалось войти в процесс урегулирования на правах страны, у которой есть рычаги влияния и давления на ситуацию. Это означает, что при принятии решений относительно и Нагорного Карабаха в частности, и Южного Кавказа в целом, игнорировать Турцию невозможно, поскольку у нее есть бонусы как у страны, от которой зависят любые стратегические решения по Нагорному Карабаху.
Что же касается судьбы спорного региона, то достигнутые соглашения действительно вступили в силу и военные действия на этой территории прекратились. Однако ключевая проблема в том, что пока стороны не приблизились к решению многолетнего этнического конфликта. А это означает, что через пару лет события осени-2020 в Нагорном Карабахе могут повториться, ведь юридический статус этой территории и все сопутствующие аспекты не определены, а будущее региона неизвестно. Азербайджан и Армения сами рассматривают это соглашение как временное — период, необходимый на подготовку к реваншу. В глобальном масштабе Азербайджан нацелен на полный контроль над Нагорным Карабахом и, возможно, предоставление ему определенного самоуправления, но не более того. Армения выступает за предоставление региону особого статуса или признания его независимости при том, что он останется ее союзником.