НБУ курс:

USD

41,51

--0,02

EUR

45,23

+0,23

Наличный курс:

USD

41,60

41,49

EUR

45,41

45,20

Война в Нагорном Карабахе: причины, интересы третьих стран и что может случиться дальше

Баку, Азербайджан, 27 сентября 2020 года. Фото: Getty Images
Баку, Азербайджан, 27 сентября 2020 года. Фото: Getty Images
Delo.ua разбиралось, что стало причиной очередной эскалации многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха и стоит ли ждать быстрого его "охлаждения"
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Конфликт Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха вышел на новый виток эскалации. Бои на спорной территории непризнанной "республики" начались рано утром 27 сентября и продолжаются уже третий день. Обе стороны конфликта обвиняют друг друга в начале боевых действий, распространении дезинформации и сообщают о жертвах среди военных и мирного населения.

По мнению экспертов, радикальные настрои власти и Армении, и Азербайджана свидетельствуют о том, что новый виток многолетнего конфликта так просто не закончится. Тем более, что в ситуации оказалась замешана по меньше мере еще одна страна.

Delo.ua рассказывает, что лежит в истоках конфликта в Нагорном Карабахе, почему ситуация обострилась именно сейчас и кто еще может быть заинтересован в дестабилизации Южного Кавказа.

История войны

Этнический конфликт армян и азербайджанцев имеет глубокие исторические корни. Только за последние сто лет в регионах со смешанным населением произошло несколько воен. Однако ситуация в ее нынешнем виде сформировалась уже в девяностых годах. Еще до распада Советского Союза Нагорно-Карабахская автономная область, в которой жили преимущественно армяне, заявила о выходе из Азербайджанской ССР и желании присоединиться к Армянской ССР. На фоне этого между сторонами вспыхнула очередная война, продлившаяся несколько лет и унесшая жизни порядка 30 тысяч человек. В 1992 году в одностороннем порядке была провозглашена независимость "Нагорно-Карабахской Республики", но по сегодняшний день она остается непризнанной мировым сообществом. Тогда же для урегулирования конфликта была создана Минская группа ОБСЕ во главе с Россией, Францией и США. Однако, достичь условной деэскалации ситуации удалось только в 1994 году, когда стороны подписали Бишкекский протокол, предусматривающий прекращение огня. Территориальный конфликт между странами так и остался, напоминая о себе все последующие годы. В 2016 году очередное "напоминание" вылилось в так называемую "четырехдневную войну", которая унесла жизни порядка ста человек и завершилась очередным прекращением огня. На сегодняшний день непризнанный как республика Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему регионов находятся под контролем Армении, а стычки между странами продолжаются. Последняя из них — в июле 2020 года. А уже 27 сентября 2020 года обе стороны начали вести военные действия на спорной территории.

"Нагорный Карабах — это конфликт, который уже отразился на генетической памяти как армян, так и азербайджанцев. То, что сейчас он разгорелся с новой силой, только подтверждает то, что в любой момент обе стороны могут взяться за оружие. Речь идет не только о территории, хотя о ней в первую очередь. Но это еще и умножено на сложные исторические условия", — объясняет эксперт по вопросам Балкан и Восточной Европы аналитического центра "ADASTRA"Богдан Мироненко.  

Причины эскалации и география боев

27 сентября и власти Армении, и власти Азербайджана сообщили о боевых действиях по всей линии соприкосновения. При этом, каждая из стран инициатором эскалации назвала своего оппонента. Как объясняет эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока аналитического центра "Украинский институт будущего"  Илия Куса, достоверно узнать, чьи военные первыми нанесли удар невозможно, поскольку обе стороны к происходящему сейчас готовились. Масштаб милитаризации и подготовленность военных маневров и Азербайджана, и Армении также говорит и том, что эскалация стала реализацией этих планов, а не реакцией на внешние события. Кроме того, власти обеих стран сразу же объявили о введении военного положения и мобилизацию: в Армении — по всей территории с всеобщим призывом мужчин, в Азербайджане — в нескольких регионах и с частичным. Власти самопровозглашенной "Нагорно-Карабахской Республики" сделали то же.

Основной территорией противостояния в Нагорном Карабахе стала линия "соприкосновения" "вооруженных сил" самопровозглашенной республики и Азербайджана. Бои велись поблизости населенных пунктов Тертерского, Агдамского, Физулинского и Джебраильского районов и в "столице" Карабаха Степанакерте.

Инфографика: Сергей Дода/Delo.ua

По сообщению генеральной прокуратуры Азербайджана, в ходе боев погибли 10 мирных жителей, среди которых — 5 членов одной семьи. Представители Армении и непризнанной "Нагорно-Карабахской республики" со своей стороны сообщили о пяти гражданских жертвах, а также о 84 погибших военнослужащих. Данные о потерях среди военных со своей стороны Азербайджан не предоставляет. Более того, периодически стороны обвиняют друг друга в искажении данных о жертвах и результатах операций.

Министерство обороны Азербайджана публикует видео боев. Видео: YouTube/Azərbaycan Respublikası Müdafiə Nazirliyi

Ролики также распространяет Министерство обороны Армении совместно с непризнанной "Нагорно-Карабахской Республикой"

Тем не менее, выделить несколько причин эскалации конфликта можно. Первая — непосредственно территория, которая за многие годы борьбы приобрела сакральное значение для каждой из сторон.

Важную роль, как отмечает Куса, сейчас играет и политическая составляющая спора. По словам эксперта, военная победа в конфликте, который стал неотъемлемой частью публичной риторики власти как Армении, так и Азербайджана, может принести серьезную политическую победу любому лидеру каждой из этих стран, который ее добьется, а также впишет его имя в историю. На сегодняшний день борьба за Нагорный Карабах стала вопросом престижа, репутации и легитимности правящего режима в обеих странах.

Третья причина эскалации лежит уже в поле деятельности третьей страны — Турции. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган четко задекларировал поддержку Азербайджана и заявил, что Армения должна немедленно уйти с "оккупированных азербайджанских земель". Впрочем, как отмечает эксперт, такое рвение турецкий властей обусловлено их геополитической стратегией, направленно на то, чтобы сделать из Турции региональное супергосударство.

"Турция видит в этом возможность усилить свои региональные позиции на Южном Кавказе и перекроить политический баланс сил в этом регионе в свою пользу, считая, что таким образом она войдет в разряд региональных супердержав, без которых не могут решаться никакие вопросы, связанные с Кавказом. Я думаю, что именно это стало основанием для Турции поддержать военную операцию Азербайджана", — говорит Куса.

Третьи страны

29 сентября министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что страна готова поддерживать Азербайджан не только за столом переговоров, но и на поле боя, передает "Анадолу". По мнению Илии Кусы, в случае, если военная ситуация будет складываться не в пользу Азербайджана, вероятность того, что Турция со своими силами действительно вмешается, высока. Но в других обстоятельствах — будет избегать этого, опасаясь реакции западных государств и санкций ЕС за подобное нарушение международного права (ЕС и Госдеп США уже предостерегли страны от попыток такого вмешательства).

Избегать прямой поддержки своего союзника — Армении — будет и Россия. В частности, в разговоре с премьер-министром Армении Николом Пашиняном президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что важно "предпринять все необходимые усилия для того, чтобы не допустить дальнейшей эскалации противостояния, а главное – нужно прекратить военные действия".

Как отмечает Богдан Мироненко, Россия не может позволить себе прямо вмешиваться в конфликт, поэтому если поддержка в адрес Армении и будет, то опосредованная.  Более того, в этом вопросе свою роль тоже играет Турция, но уже именно в контексте отношений с Россией.

"С одной стороны, Россия не может формально однозначно поддержать Армению, поскольку является сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Я думаю, что она заняла позицию, кажущуюся сдержанной, чтобы не компрометировать эту свою роль. Сложность ситуации для России заключается в том, что она, скорее всего, поддержит Армению как своего союзника. Вопрос в том, как относиться к Турции. Ситуация по Нагорном Карабаху — это не вопрос противостояния Турции и России, это, скорее, вопрос перераспределения влияния с учетом новой политической реальности. Для России вопрос в том, как реагировать на этот вызов и выходить на переговоры с Турцией в каком-то новом формате. Пока нужно время на то, чтобы Россия сформировала окончательную позицию относительно практических действий в поддержку Армении", — говорит Илия Куса.

Что же касается большинства других стран, то, как объясняют эксперты, для них важно, чтобы Южный Кавказ был стабилен. И такая позиция продиктована никак не политическими, а экономическими и коммерческими интересами. Так, Южный Кавказ — территория, через которую проходят важнейшие торговые маршруты, осуществляется транспортировка носителей. Более того, регион занимает важное место в стратегиях некоторых государств, например, как часть Нового шелкового пути Китая — концепции паневразийской транспортной системы.

"Если смотреть на внешних игроков, то, в основном, никто из них не хочет войны. Многие видят в дестабилизации Южного Кавказа сильный негативный удар в целом по евразийской архитектуре безопасности, которую долго выстраивали после Холодной войны в конце 80-х и 90-х годах. Этого никто не хочет, потому что это может негативно повлиять на безопасностную ситуацию в соседних странах, особенно в Центральной Азии, Иране, Афганистане, Пакистане — в регионе, который и так проблемный", — добавляет Куса.

Позиция Украины в оценке ситуации в Нагорном Карабахе лежит в рамках нейтралитета: в министерстве иностранных дел призвали стороны "вернуться к диалогу ради мирного урегулирования конфликта". С призывом к мирным переговорам выступил также и председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков.

Какие прогнозы?

По мнению Илии Кусы, действия и риторика сторон конфликта указывают на то, что рассчитывать на еще одну "четырехдневную войну" или относительно быструю деэскалацию не стоит. В пользу такого прогноза говорит даже и то, что власти и Армении, и Азербайджана быстро приняли решение о введении военного положения и мобилизации.

"Кроме того, заявление и азербайджанского, и армянского и турецкого политического руководства указывают на то, что они решительно настроены довести ситуации до логического завершения. Допускаю, что, до тех пор, пока Азербайджан и Турция не добьются хотя бы ограниченной или даже полной военной победы, они не отступят. То же со стороны Армении. Ситуация действительно очень сложная с точки зрения полярности позиций сторон: они настроены радикально и готовы идти до конца", — говорит эксперт.

Тем не менее, выделить ряд факторов, которые бы могли повлиять на ход событий можно: к ним относится степень вовлеченности в конфликт внешних игроков, особенно официальной Астаны и Москвы, интенсивность боевых действий, количество жертв и территориальные изменения или их отсутствие.

Дарья Нинько, специально для Delo.ua