Радикальный подход: МВД и ФГВФЛ обвиняют друг друга в блокировании работы временного администратора Радикал Банка

МВД изъяло в ходе обыска документы, необходимые Фонду гарантирования вкладов для работы временного администратора Радикал Банка. В милиции настаивают, что готовы вернуть документы, но Фонд отказывается их забрать. Что к чему в этом споре, разбиралось Delo.UA
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В середине июня Фонд гарантирования вкладов разразился гневным сообщением в адрес МВД: правоохранительные органы своими действиями заблокировали работу временного администратора в только что переданном Фонду Радикал Банке.

По сообщению Фонда, МВД приходило в банк с обыском и выемкой по уголовному производству о деятельности бывшего владельца банка Андрея Пасичника и пяти юридических лиц до 2013 года. Несмотря на это, были изъяты совсем свежие оригиналы кассовых документов за период с 1 до 9 июля 2015 года, а также юридические дела по договорам банковского вклада относительно 18,7 тыс. вкладчиков. К слову, временная администрация в банк вошла 9 июля.

Фонд жаловался, что такие действия препятствуют работе временного администратора. Но другой аспект вызывал у Фонда еще больше опасений — при выемке, по данным Фонда, не совершалась опись изымаемых документов. Кроме того, во время всей процедуры отсутствовал представитель ФГВФЛ.

Это значит, что вопрос не только в том, что необходимые для работы временного администратора документы были изъяты, но и в том, что при отсутствии описи, какие-то из изъятых документов могут, например, "потеряться". Или могут появиться новые договора банковских вкладов, которых ранее не было, и по которым будут требовать выплаты.

Однако, с того момента о судьбе документов ничего не было слышно. Где сейчас документы и что дальше будет делать Фонд гарантирования, разбиралось Delo.UA.

Обменялись обвинениями

На запрос Delo.UA МВД ответило, что в ходе проведения обыска нарушений не допускалось, был составлен протокол, в котором указан перечень изъятых документов и способ их упаковки и опечатывания. Редакция обращалась к правоохранительным органам с просьбой предоставить копию протокола, но получила отказ. Кроме того, МВД не предоставило информации о решении суда, на основании которого проводился обыск и причине выемки свежих документов.

Позже Фонд гарантирования уточнил, что опись документов осуществлялась, однако была составлена ненадлежащим образом. В частности, обыск проводился при отсутствии временного администратора Александра Шевченко, который был фактически заблокирован сотрудниками правоохранительных органов в комнате на третьем этаже здания банка. Таким образом, он не мог подтвердить правдивость перечня документов, указанных в описи и поставить под ним подпись.

Кроме того, в ходе обыска сотрудниками следственного управления ГУМВД были изъяты документы в объеме, большем, чем указано в постановлении следственного судьи. Однако в МВД отказались прокомментировать изъятие слишком большого количества документов, а также изъятие оригиналов кассовых документов с 1 до 9 июля 2015 года по делу, которое касается событий, происходивших вплоть до 2013 года.

Но это еще не все. МВД настаивает, что по окончании обыска представителям Фонда гарантирования предлагалось принять на временное хранение изъятые документы, но последние отказались.

"После проведения обыска и по настоящее время, неоднократно в письменной форме и.о. директора — распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Оленчик А.Я. и уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц на временную администрацию в ПАО "Радикал Банк" Шевченко А.В. уведомлялись о необходимости выделения компетентного работника для осуществления осмотра изъятых документов с его участием и возвращения изъятых документов, не имеющих доказательного значения в уголовном производстве. Однако, на указанные требования, до сих пор представитель Фонда, уполномоченный на осмотр и получения изъятых документов, не определен", — сообщили в МВД.

В Фонде гарантирования вкладов подтвердили, что 21 и 30 июля получали соответствующие запросы от МВД об осмотре и возврате изъятых документов. Однако Фонд не хочет забирать эти документы, пока не будет проведено расследование относительно незаконных действий работников следственного упраления ГУМВД при проведении обыска и изъятии документов в банке.

"Вопрос осмотра и возврата временно изъятых документов ОАО "Радикал Банк" будет рассмотрен после проведения досудебного расследования в отношении работников СУ ГУМВД Украины в. Киеве по признакам преступления, предусмотренного ч .3 ст.365 УК Украины, возбужденного на основании заявления Фонда о преступлении", — говорится в ответе ФГВФЛ на запрос Delo.UA.

Перспективы по Радикалу

Пока Фонд и МВД не достигли согласия, документы хранятся у правоохранительных органов. В данный момент, временный администратор работает с теми договорами, которые остались в банке.

ФГВФЛ ранее сообщал, что дело, по которому МВД пришло с обыском в банк, касается деятельности бывшего владельца банка Андрея Пасечника и пяти юридических лиц до 2013 года. Скорее всего, речь идет о преступлении, в котором Пасечник ранее уже подозревался и даже объявлялся в розыск в 2013 году, то есть о деле по выведению из ряда банков средств на сумму более 500 млн грн.

Следователи подозревают, что Радикал Банк выдавал заведомо невозвратные кредиты под залог завышенной в разы в цене недвижимости и земли. В дальнейшем полученные средства легализовались путем покупки других земельных участков и финансирования строительства объектов недвижимости на территории Киевской области.

Банк был основан в 2010 году и возможно уже тогда махинации имели место. Стоит отметить, что собственник банка Пасечник, по данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, начинал свою карьеру трубоукладчиком, а до 27 лет работал дворником дома по улице 50-летия Октября, 90.

Но куда более интересна биография Ярослава Беры, одного из основателей банка. В прошлом, по данным Delo.UA, он был сотрудником МВД. В его банковскую команду также вошли и другие экс-сотрудники силовых органов, среди которых и Николай Горон, ранее работавший в СБУ.

Вопрос о том, почему по делу 2013 года о схемах бывших владельцев банка, среди которых оказались сотрудники силовых структур, с обысками пришли в момент захода в банк временной администрации в июле 2015 года, остается открытым.

Другой вопрос — если действительно имели место нарушения со стороны правоохранительных органов, сможет ли Фонд доказать это?

Сергей Гребенюк, советник, соруководитель практики уголовного права ЮБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Украина, считает что шансы у Фонда есть.

"У нас был кейс по налоговой милиции. Мы обратились в прокуратуру, но она действовать в установленные законом способ и сроки не спешила. Потому мы обратились в суд, он признал действия прокуратуры незаконными и обязал зарегистрировать уголовное производство по следователям, которые проводили действия с нарушением действующего законодательства", — вспоминает Сергей Гребенюк.

"Если нарушения имели место, а у Фонда будут хорошие адвокаты, шанс повлиять на правоохранительные органы есть",— уверен юрист.

Он отмечает, что по результатам любых следственных действий, которые подразумевают выемку документов, должен выдаваться протокол с перечнем всех документов, которые изымались.

"Он остается у компании на руках. Если следователи эту процедуру нарушили, действия следователя МВД можно признать неправомерными, вплоть до написания заявления о совершении преступления и проведения расследования", — поясняет Сергей.

Так что сейчас Фонду остается лишь ждать результатов досудебного расследования. Но как быть с документами?

Согласно украинскому законодательству, Фонд должен принять на хранение документы, которые возвращает МВД.

"Если есть подозрения по этим документам, Фонд может составить опись при принятии документов от МВД и указать, что в связи нарушением процедуры по их изъятию, при принятии документов нет уверенности, что были возвращены все. Тогда, если в дальнейшем к Фонду будут возникать вопросы от других органов, Фонд сможет отправлять их с вопросами к следователю МВД", — размышляет юрист.

Тем не менее, признать возвращенные договора Фонду, скорее всего, придется. Еще один выход, который видит Сергей для ФГВФЛ, если тот опасается получить договора вкладов, которых до изъятия в банке вообще не было, включает создание рабочей группы. "Можно создать рабочую группу и принимать от МВД, грубо говоря, по папке в неделю. Проверять, совпадают ли эти документы с записями, которые есть у Фонда в реестре", — советует Сергей Гребенюк.