Реконструированный велотрек в Киеве: Сколько потратили и кто сможет кататься

Реконструированный велотрек в Киеве: Сколько потратили и кто сможет кататься
20 мая в Киеве торжественно открыли велотрек и Центр велосипедной культуры. Бюджету столицы этот спортивный объект обошелся в 90 млн грн

Один из старейших велотреков Европы

Киевский велотрек по ул. Хмельницкого был открыт в 1913 году к 300-летию правлению дома Романовых. Он разместился в Афанасьевском яру, засыпанном в конце ХІХ века. В 1998 году он был внесен в список памятников истории и архитектуры под №336.

За более чем за 100-летнюю историю, велотрек ремонтировали несколько раз — в 1939 году, после Второй мировой войны в 1940-х годах, в 1970-80-х годах и в 1991 г. Последняя реконструкция велотрека длилась три года — 2014-2017 годах.

"Если бы не активисты и жители города последней реконструкции могло бы и не быть. В 2009 году велотрек был фактически разрушен. На его месте застройщик из компании "Консоль" планировал построить жилой комплекс и паркинг. Поэтому он был разрушен и использовался как склад для строительных материалов", — говорит общественная активистка Анна Путова.

За два года до этого, 27 августа 2007 года, Министерство культуры своим указом № 983/0/16 исключило Киевский велотрек из списка памятников истории. Скорее всего это позволило застройщику демонтировать велотрек. С 2002 года возле велотрека строительством жилкомплекса занималась компания "Консоль ЛТД" главы Верховной Рады АРК Владимира Константинова, который перешел на службу оккупантам. Застройщик планировал на месте велотрека построить паркинг. При этом официально уверяли, что сносить велотрек не будут.

Велотрек на крыше магазина

Эту информацию подтвердил исполняющий обязанности председателя КГГА Анатолий Голубченко в апреле 2009 года. "Я могу вас заверить, там снесут велотрек, построят подземный паркинг и сверху станет велотрек на место, и будет работать спортивная велосипедная школа. Никакого другого строительства, кроме восстановления велотрека, там не будет", — уверял чиновник.

Разработанная концепция предусматривала строительство двухуровневого паркинга на 350 машин и крупного супермаркета площадью 2 тыс. кв. м. Для этого уровень велотрека планировали поднять на 7 м. Но, видимо, кризис и активное противостояние общественности не дали реализоваться всем этим планам.

Как результат в течение 5 лет столичный велотрек, точнее то место, что от него осталось, было заброшено. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме 19 апреля 2014 года на киевском велотреке был проведен первый субботник.

"Когда мы пришли сюда, велотрек выглядел как свалка. Мне было очень больно это видеть. Здесь еще я тренировался, многие чемпионы мира. Мы расчистили велотрек. Правда, бывший директор велотрека Виктор Федюшин вызвал тогда милицию. Однако милиция никаких нарушений не нашла. В этот период нам удалось заручиться поддержкой кандидата в меры Виталия Кличко. Он пообещал нам, что поможет возродить велотрек", — говорит тренер из велоспорта Александр Прыгунов.

Тогда начались судебные разбирательства относительно возвращения велотрека городу. В ноябре 2014 года Хозяйственный суд Киева вернул спортивную площадку в собственность государства. Организация столичных профсоюзов "Киевский городской совет профсоюзов", на балансе которого числился велотрек, подала апелляцию. Однако Апелляционный суд столицы оставил без изменения решение суда первой инстанции, и велотрек окончательно перешел в собственность государства. С тех пор велотрек числится на балансе Фонда государственного имущества.

Реконструкцией занимались "свои"

Заместитель мера Киева Александр Спасибко заявил, что ремонт велотрека обошелся городскому бюджету Киева в 100 млн гривень.

Этим проектом занималось коммунальное предприятия "Житлоинвестбуд УКБ", которое возглавляет депутат Киевсовета от партии "Солидарность" Вячеслав Непоп. 17 декабря 2015 года было выдано распоряжение №1214 о реставрации велотрека и благоустройстве территории, согласно которому заказчиком работ был определен "Житлоинвестбуд УКБ".

Как сообщили Delo.UA в коммунальном предприятии, сметная стоимость работ составляет 110 млн грн, из них городом на конец мая было перечислено 89 млн грн.

По факту стоимость работ оказалась на 30 миллионов больше, чем ожидали.

Первоначально на ремонт велотрека планировали потратить 81,57 млн грн(по словам Спасибко).

13 апреля 2016 года КП "Житлоинвестбуд УКБ" провело тендер, победителем которого стала компания "Инбуд". Торги проходили по переговорной процедуре, так как никто другой не изъявил желание участвовать в тендере. Согласно данным, сумма сделки составила 74 млн гривень. Всего же в прошлом году на строительные работы из горбюджета "Житлоинвестбуду" было перечислено 77 млн грн.

По данным госреестра предприятий, компанию "Инбуд" основали Виктор Нотевский, Михаил Бобрик, Николай Палиенко и Валентин Хоменко. Согласно данным поисково-аналитической системы "007", компания регулярно получает подряды от КП "Житлоинвестбуд-УКБ".

Восемь месяцев доделок

Велотрек планировали открыть еще 15 сентября 2016 года. Однако в начале сентября велосипедисты провели испытание трека, и выполненными работами остались недовольны.

"Двумя словами: ездить можно было, но ощущение как на заплатанной дороге, а не на скоростной трассе", — поделился впечатлениями велосипедист Николай Вогнык.

Такую же оценку дали и представители строительной фирмы MAPEI, которая отвечала за технологию реставрации и нанесения финишного покрытия. О чем был составлен соответствующий акт.

Поэтому в декабре 2016 года был проведен новый тендер на закупку строительных материалов для велотрека на сумму 8,7 млн грн. Его, как и предыдущий тендер, тоже выиграла компания "Инбуд". А последний тендер на сумму 27,7 млн гривень был проведен за месяц до открытия — в апреле 2017 года. Согласно документам, эти деньги были выделены на завершение строительных работ на велотреке. В компании "Житлоинвестбуд УКБ" утверждают, что последний тендер профинансирован лишь наполовину.

Однако и после этого некоторые велосипедисты обнаружили небольшие неровности. "Трек отреставрирован добротно. Покрытие лучше, чем во Львове или в Харькове. Правда, есть небольшие неровности на виражах со стороны ул. Липинского (бывшая Чапаева). Их не видно невооруженным глазом. Чтобы их заметить, надо проехаться на трековом велосипеде. Однако их пообещали исправить в ближайшее время", — говорит спортивный тренер Владимир Федоров.

В самом предприятии "Житлобудінвест УКБ" утверждают, что никто из спортсменов не обращался к ним с жалобами на качество работ на велотреке. "По отзывам спортсменов, которое они предоставили Киевскому городскому голове Виталию Кличко, руководству Киевского велотрека и КП "Житлоинвестбуд-УКБ", бетонное покрытие Киевского велотрека является на сегодня одним из лучших в Европе", — утверждают на предприятии.

Шоу за 100 тыс. евро

На официальную церемонию открытия велотрека потратили 3 млн грн. Торжество сопровождалось лазерным и 3D шоу с видеоинсталяцией об истории города и самого спортивного сооружения.

Для этого в апреле 2017 года были проведены два тендера: один был отменен из-за проблемы с документацией, а победителем второго стало ООО "Gagarin Media", которое принадлежит сценаристу Дмитрию Томашпольскому. Среди собственников компании — Елена Демяненко, Наталия Клисенко и Андрей Азархин.


Из этих денег 1,2 млн грн пошли на постановку танцевального номера, создание 3D-шоу и лазерного шоу. Еще 1,7 млн потратили на сцену и оборудование.

Также в тендере был предусмотрен флэш-моб на 2 тысячи человек, которые должны были создать большую живую фигуру каштана — символа Киева. Затем колонна велосипедистов должна была проехать от Софийской площади до парка Дружбы Народов. Велосипедисты жалуются, что этот флэш-моб — не что иное, как "Велодень", который они проводят каждый год. То есть в тендер попало мероприятие, организованное активистами без участия чиновников и без бюджетных средств.

"Мы были очень удивлены такой ситуацией с постановкой шоу. Фактически Департамент молодежи и спорта КГГА, который проводил тендер, "позаимствовал" нашу идею открытия велотрека и попытался совместить ее с проведением "Велодня". Бывший начальник Управления мододежи и спорта Алексей Трофимов даже не изменил текст в описании подписаного тендера — просто скопировал заявку организаторов "Велодня". Само же массовые мероприятия к "Велодню" готовились силами и на средства велосипедистов. Городская власть не приложила к организации праздника необходимых усилий, не считая лазерного шоу на велотреке, на которое было потрачено не мало денег — можно было бы купить, например, 240 велосипедов для трека", — комментирует Николай Вогнык.

Велотрек не для всех

Как указывалось выше, сейчас велотрек находится на балансе Фонда госимущества. Однако в будущем планируется передать коммунальному предприятию "Спортивный комплекс". Там рассказали, что полноценно велотрек заработает где-то через месяц.

"Пока не были устранены небольшие недоделки самого объекта, на которые указали велосипедисты. Без этого мы открыть велотрек не можем. Через месяц велотрек будет открыт для воспитанников школ олимпийского резерва", — рассказали Delo.UA в коммунальном предприятии.

Сами же спортсмены выступают против того, чтобы велотрек использовали только спортивные школы. "Собственно говоря, велотрек и пришел в упадок из-за того, что его использовали только спортсмены. Однако после распада СССР многие спортивные школы пришли в упадок и были закрыты. У государства не было денег содержать его в надлежащем состоянии, поэтому к 2009 году он был фактически разрушен", — говорит Владимир Федоров.

А Николай Вогнык добавляет, что велосипедисты проявили инициативу и уже начали разрабатывать план работы велотрека. Утренние часы предлагают отдать велосипедным школам Киева, вечернее время — для любителей. Но для того, чтобы покататься на велотреке, обязательно надо иметь шоссейный или трековый велосипед.

"Когда мы изучали опыт других современных открытых треков, то кроме всего прочего поняли, что необходим универсальный спортивный комплекс. Так здесь появилась отличная площадка для проведения соревнований на роликовых коньках, байк поло, беговых активностей и т.д. Важно, чтобы велотрек использовали не только спортсмены, но и местные жители", — добавил велосипедист.

Основатель сети проката велосипедов Veliki.ua Алексей Кушка рассказал Delo.UA, что рассматривает возможность стать главным прокатным агентством на киевском велотреке.

"Но пока там еще полностью не проработана юридическая модель, мы не можем там работать. Когда эти нюансы утрясутся, мы будем обсуждать, можно ли там работать и на каких условиях. Мое видение — объект должен зарабатывать сам на себя по такой схеме: автопарковка в аренду, кафе, тренажерные залы, веломастерская, веломагазин, реклама, проведение тематических ивентов. Однако я еще не готов сказать, сколько это будет стоить", — рассуждает Кушка.

Так как мэр столицы Виталий Кличко большой любитель велоспорта (в его велопарке 9 байков известных брэндов), можно надеяться, что задержек с открытием велотрека не будет и каждый велосипедист сможет за умеренную цену покататься на одному из лучших велотреков Европы.