Российские нефтяники готовы занять освободившиеся месторождения в Венесуэле

Международные нефтяные корпорации потеряли интерес к Венесуэле из-за волны национализаций. Россию это не смущает — она готова занять место конкурентов

корпорации потеряли интерес к инвестициям в Венесуэлу из-за волны национализаций, сказал финансовый директор Royal Dutch Shell Саймон Генри: "Они усиленно заманивают инвесторов обратно, но никто туда не идет". Shell не стала участвовать в февральском тендере на разработку пояса Ориноко, несмотря на личное приглашение президента Венесуэлы Уго Чавеса. Отказалась от инвестиций и BP. Американские ExxonMobil и СonocoPhillips покинули страну еще в 2007 г. — после национализации четырех месторождений в поясе Ориноко.

Рискованное место для иностранцев: у страны плохая кредитная история, часто пересматриваются условия контрактов с зарубежными компаниями, отмечает Валерий Нестеров из "Тройки диалог". Конфискация ресурсов — серьезный риск для инвесторов, на восстановление репутации Венесуэлы уйдут долгие годы, отмечает управляющий директор Oppenheimer & Co. Фадель Гейт. Но сильные правительственные связи между Россией и Венесуэлой могут снизить подобные риски, добавляет он. Российских нефтяников режим Чавеса не пугает. В прошлом году пять компаний — "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", ТНК-BP — основали Национальный нефтяной консорциум (ННК).

В начале апреля в Венесуэлу с визитом отправится премьер Владимир Путин. "Венесуэла — привлекательный и довольно ценный рынок, где у нас очень хорошие перспективы в различных отраслях", — объяснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. "Нас не пугает, что уходят иностранные компании: кто-то уходит, кто-то остается — ничего фатального", — заметил он.

Венесуэла — очень интересный рынок, хотя проекты трудно просчитывать, признается сотрудник российской нефтяной компании. Разработка месторождений Венесуэлы — дорогое удовольствие, вряд ли компании захотят сильно увеличивать там присутствие, отмечает сотрудник российской нефтекомпании.

Ставка на дружбу с Венесуэлой была сделана еще во времена администрации Джорджа Буша — как симметричный ответ США по усилению их вмешательства в стратегическую зону интересов России, отмечает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. Первый пакет контрактов на поставку российских вооружений в Венесуэлу на $4,4 млрд заключен в 2006 г., вспоминает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко: "Летом 2009 г. Москва и Каракас заключили второй пакет контрактов стоимостью около $4 млрд, часть которых будет оплачена за счет кредита на $2,2 млрд, который Москва пообещала выдать Каракасу в конце 2009 г.". Межгосударственный кредит пока не выделен, сказал "Ведомостям" замминистра финансов Дмитрий Панкин: "Мы отправили условия кредита в Венесуэлу, но ответа пока не получили".