- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Украина поставила рекорд по количеству проведенных экзит-полов
Телеканалы проводят опросы
Наибольшим доверием пользуется уже ставший традиционным (проводится с 1998 года) Национальный экзит-пол (фонд «Демократические инициативы», Киевский международный институт социологии (КМИС) и Центр им. Разумкова). Результаты этого опроса обычно наиболее близки к официальным данным ЦИКа. Альтернативный экзит-пол проводила маркетинговая компания R&B, которую считают близкой к штабу кандидата в президенты Виктора Януковича.
Кроме социологов, интерес к опросу у избирательных участков также проявили сразу три общенациональных телеканала — ICTV, «Интер», а также телеканал «Украина» («Савик Шустер студия»). Заказ собственных экзит-полов телеканалами является западноевропейской практикой. «Каналы заинтересованы, чтобы в день выборов зрители смотрели именно их. Это своеобразная реклама, возможность держать зрителя в напряжении», — поясняет Николай Чурилов, гендиректор компании «Социс», которая сотрудничает с «Интером». Впервые свой собственный опрос провело печатное издание — газета «Аргументы и факты».
Кому верить
«На Западе каналы заказывают экзит-пол, чтобы делать шоу в день выборов. Не редки случаи, когда телекомпании договариваются и заказывают один общий экзит-пол, ведь если опросы проведены правильно, то их результаты схожи», — дополняет Ирина Бекешкина, глава фонда «Демократические инициативы» (один из организаторов Национального экзит-пола). В отличие от стран Запада, в Украине экзит-полы исполняют не только информационную функцию. Как отмечает Александр Черненко, глава Комитета избирателей Украины, результаты экзит-полов являются своеобразными контрольными точками того, насколько «правильно» подсчитаны результаты выборов Центризбиркомом.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНо зачастую опросы на выходе из избирательных участков являются для некоторых кандидатов одним из способов для манипуляции результатами выборов. Подобные факты имели место в 2004 году. Тогда в Украине также проходил Национальный экзит-пол. Проводили его четыре компании — Центр им. Разумкова, КМИС, Центр «Социальный мониторинг» и «Социс». Сразу после окончания голосования в первом туре все четыре организации зафиксировали преимущество Виктора Ющенко. Однако через некоторое время «Социс» и центр «Социальный мониторинг» пересчитали полученные в ходе опроса на выходе из избирательных участков данные и огласили, что больше всего голосов набрал все же Виктор Янукович, хотя официальные данные ЦИК говорили об обратном. Это спровоцировало скандал в среде социологов, и компания «Социс» вышла из списка компаний, которые проводили Национальный экзит-пол во втором туре выборов 2004 года.
Опрошенные «ДЕЛОМ» эксперты поясняют, что «корректировка» результатов опроса избирателей в день выборов может быть выгодна кандидатам по двум причинам. Первая — это возможность влияния на предпочтения избирателей, если, к примеру, выборы проходят в два тура. Когда в государстве активно используется административный ресурс и есть возможность фальсификаций, доверие населения к экзит-полам может быть выше, чем доверие к официальным результатам. Вторая причина — возможность влияния на сам результат выборов.
«Отдельные кандидаты могут использовать «подкорректированные» результаты экзит-полов для обжалования выборов в судебном порядке», — поясняет Александр Черненко.
Примечательно, что в ходе парламентских выборов 2006 и 2007 годов в Украине проходило по 3 экзит-пола и их данные менее чем на 2% отличались от официальных данных ЦИКа. Отсутствие больших расхождений между результатами опросов прогнозировали социологи и накануне нынешних выборов.
В этот раз наблюдается существенная разница между данными Национального экзит-пола и всеми остальными опросами. Однако такое различие характерно только для двух кандидатов — Виктора Януковича и Арсения Яценюка. Не исключено, что их официальные результаты, которые обнародует ЦИК, не совпадут с результатами экзит-полов.
Для канала ICTV экзит-пол проводила маркетинговая компания GFK. Три социологические компании — «Социс», «Юкрейниан социолоджи сервис» и «ФОМ-Украина» — проводили опрос на избирательных участках для телеканала «Интер». На канале «Украина» экзит-пол проводила собственная социальная служба «Савик Шустер студия». Для газеты «Аргументы и факты» опрос проводил Украинский институт социальных исследований им. Александра Яременко.