Почему конкурс на главного архитектора Киева затягивается

Победителя конкурса на главного архитектора Киева планировали назвать 11 марта, но финальная часть отбора пока не прошла. Конкурсная комиссия решила провести два дополнительных заседания, чтобы проанализировать ошибки и разобраться, почему активисты недовольны промежуточными результатами отбора. Во вторник выяснилось, что во время оценки кандидатов "правила игры изменились", а члены комиссии относятся к этому факту совершенно противоположно

Во вторник, 15 марта в здании КГГА прошло заседание конкурсной комиссии по отбору директора Департамента градостроительства и архитектуры — главного архитектора Киева. Но оценивались на этот раз не конкурсанты, а работа членов комиссии, поскольку шорт-лист финалистов вызвал у общественности много вопросов. В связи с этим члены комиссии собрались, чтобы обсудить ошибки и проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе отбора, и понять причину негодования общественности.

"Основная цель всех членов комиссии — открыто выбрать кандидатуру на эту вакантную должность. Однако и в работе комиссии возможны ошибки, ведь у ни одного из нас нет опыта проведения подобных конкурсов. Поэтому я предлагаю каждому члену комиссии высказать свои предложения", — сказал глава комиссии замглавы КГГА Александр Спасибко.

Он отметил, что прилагались все усилия, чтобы конкурс был максимально открытым и прозрачным, но работа комиссии все равно вызвала широкий общественный резонанс.

А нужна ли общественность?

Для того, чтобы понизить градус негодования, финальный этап конкурса — презентации пятерки победителей в Колонном зале КГГА перед общественностью попытаются сделать еще более публичным. От членов комиссии поступило предложение показать презентации по телевидению и даже провести теледебаты финалистов. А некоторые предложили повторно прослушать презентации всех 12 кандидатов, но в присутствии общественности, и провести финальное голосование за пятерку лишь после этого. Во-первых, по мнению представителей общественности в конкурсной комиссии, это дало бы возможность горожанам задать свои вопросы кандидатам. Во-вторых, комиссия смогла бы оценить, как потенциальные будущие главы департамента умеют общаться с людьми. В-третьих, это смогло бы изменить пятерку финалистов, которой как активная общественность, так и некоторые члены комиссии остались недовольны.

Но против этой идеи резко выступили члены Союза архитекторов, которые также входят в комиссию. "Наш выбор не изменится от того, что будут выступать представители общественности, причем они явно будут противоречить друг другу. И что в результате? Послушают, кто-то скажет, что ему нравится этот, кто-то выскажется за того, но неужели это может быть критерием для того, чтобы в конечном счете избрать профессионала и человека, который сможет грамотно и эффективно вести город в нужном направлении?" — высказался член комиссии, градостроитель, профессор Киевского нацуниверситета строительства и архитектуры Владимир Нудельман.

В свою очередь Спасибко не исключает возможности участия в финале всех 12 кандидатов и попросил юристов дать соответствующее заключение.

"Совок" против Европы (или архитектурное "кумовство")

Но у киевских активистов и ряда представителей комиссии возникло еще одно замечание к процессу отбора главного архитектора столицы — критерии оценки. Так, член комиссии урбанист из Германии Катарина Георге отметила, что во время оценки презентаций кандидатов были "изменены правила игры". Изначально комиссия утвердила оценивание кандидатов с помощью матрицы, когда каждый получает оценку от нуля до десяти по ряду критериев. Но в итоге членам комиссии пришлось просто поставить крестики напротив пяти архитекторов, которые показались самыми убедительными во время своих презентаций, а оценки заполненных матриц не подсчитывались.

"Оценка кандидатов была не по критериям, а "крестиками" — члены комиссии были вынуждены ставить их и тем, кто набрал максимальные баллы, и тем, кто минимальные. Например, я не могла назвать пять достойных кандидатов, я выбрала лишь троих, но еще за двух мне пришлось проголосовать", — посетовала Катарина Георге.

Таким образом, иностранные эксперты из Германии и США, а также представители общественных организаций выступили против отмены матриц, объяснив, что выбор должен быть объективным, а не просто "нравится или не нравится" тот или иной кандидат. "Только через матрицу каждый из членов комиссии мог бы объяснить, почему он выбрал кандидата", — пояснила Георге.

В свою очередь чиновники КГГА и члены Союза архитекторов ничего плохого в этом не увидели, заявив, что оценивали более субъективно. "Эксперты из США и Германии не знают тех 14 человек, которые подали документы на конкурс, они их никогда не видели и не знакомы с той работой, которую они проводили здесь на протяжении десятилетий. Но члены Союза архитекторов, которые представлены в комиссии, знают как облупленных по 15-20 лет большинство конкурсантов. Матрица полезна и она помогла структурировать мысли, но помимо этого я уже знал, что человек номер один намного лучше, чем человек, номер одиннадцать… Главный архитектор должен заниматься очень важной работой, и нельзя допустить, чтобы это был случайный человек", — заявил Нудельман.

Таким образом, часть комиссии отмечает, что прошедшее голосование не соответствует международным стандартам, а другая часть отстаивает противоположные взгляды. "Я считаю несоответствующим международным стандартам то, что люди, постоянно работающие в системе и ответственные за происходящее в городе последние 25 лет, голосуют за кандидата только потому, что он им нравится или они его хорошо знают", — резюмировала Георге.

Вчерашнее заседание результатов не принесло, и было принято решение провести еще одно, аналогичное, в пятницу, 18 марта. Планируется, что на нем комиссия решит все спорные вопросы и определит, в каком формате будет проводиться финал конкурса.