Спилберг молится за мир

Сегодня на экраны выходит новый фильм Стивена Спилберга «Мюнхен».
«Мюнхен» - главный конкурент «Горбатой горы» в борьбе за «Оскар». «Каждая цивилизация оказывается в ситуации, когда приходится идти на компромиссы с собственными ценностями», - эту ф

«Черный сентябрь» 1972 года

Начинается этот политический триллер документальными кадрами, шокирующими и поныне. 5 сентября 1972 года восемь палестинцев из террористической группы «Черный сентябрь» проникли в мюнхенскую Олимпийскую деревню, где захватили в заложники 11 израильских атлетов. Попытка немцев вызволить пленников провалилась, и все израильтяне погибли. Троих террористов, выживших в перестрелке, судили, но очень быстро выпустили на свободу. И тогда премьер-министр Израиля Голда Мейр приказала секретной службе «Моссад» найти и уничтожить виновников трагедии. О том, как была осуществлена операция «Возмездие», и повествует «Мюнхен».

Кинематографисты к мюнхенской драме обращались уже не раз. В 1999 году швейцарец Артур Коэн был удостоен «Оскара» за документальный фильм «Один день в сентябре». Еще раньше, в 1986-м, был снят художественный телефильм «Меч Гидеона» со Стивеном Бауэром и Родом Стайгером. Что интересно, литературная основа как у давнего телебоевика, так и у «Мюнхена» одинаковая — книга канадца Джорджа Йонаса «Возмездие».

Тупик «Возмездия»

Главный герой спилберговского фильма — агент израильской разведки Авнер (эту роль играет мускулистый австралиец Эрик Бана, прославившийся после роли Гектора в «Трое»). Ему дают команду людей, нет ограничений в финансах, задание - выследить и уничтожить всех тех, кто виновен в гибели спортсменов. Первой жертвой «ликвидаторов» становится безобидный на первый взгляд писатель в Риме, последующие операции осуществляются по всей Европе и на Ближнем Востоке. После череды удачно проведенных карательных миссий под ударом оказывается и сама израильская команда. А Авнер начинает все больше и больше сомневаться в разумности порученного ему задания.

Актерский состав в «Мюнхене» впечатляет интернационализмом. Кроме вышеупомянутого Баны, в фильме занят еще один австралиец – Джеффри Раш, а также британец Дэниэл Крейг (будущий Джеймс Бонд), француз Мэтью Кассовиц, немец Мориц Бляйбтрой и множество куда менее именитых американцев, израильтян и канадцев. Манера съемок традиционно спилберговская: академизм, знакомый зрителям по "Списку Шиндлера".

Сюжет фильма закручен как пружина, но не острая интрига главенствует в политическом триллере, а моральный конфликт. Два с половиной часа экранного времени Спилберг задается вопросом: может ли в принципе быть победитель в конфликте между палестинцами и израильтянами? «Главный враг в регионе — это непримиримость», — утверждает режиссер. Сам он, кстати, не верит, что своим фильмом сможет серьезно повлиять на ближневосточный конфликт, но считает, что попытаться все же стоит. Ведь дорога, где на террор отвечают террором, неминуемо ведет в тупик.

Террорист предложил консультацию

Многие предрекают «Мюнхену» успех на грядущей церемонии вручения «Оскара». В то же время мнения критиков резко отличаются: одни поют хвалебные оды Спилбергу-миротворцу, другие же (и таких, как ни странно, очень много) называют картину еврея-режиссера «пропалестинской». К последним присоединился и генеральный консул Израиля в Лос-Анджелесе, заявивший, что режиссер фактически приравнял сотрудников израильских спецслужб к террористам. А бывший глава «Моссада» беспощадно обвинил «Мюнхен» в том, что он далек от реальности, искажает историю и претенциозен.

По странной иронии, солидарность с евреями в критике Спилберга проявили палестинские террористы. В агентство «Рейтерс» позвонил некий человек, представившийся Мохаммедом Даудом — так звали одного из разработчиков мюнхенской акции, до которого израильтяне якобы так и не добрались. Он обиделся на то, что Спилберг сделал «произраильское» кино и что режиссеру следовало бы обратиться к нему за консультацией. Дауд утверждал, что под предлогом мести за Мюнхен «моссадовцы» убивали палестинских политических активистов, не принимавших непосредственного участия в акции.

Впрочем, Спилберга такое изобилие негативных отзывов не смущает. «Молчание означало бы нашу неудачу, — говорит режиссер. — В этом случае я бы понял, что зря потратил последние годы».

Вопреки обыкновению, режиссер и вся творческая группа, работавшая над картиной, отказались от каких-либо интервью по поводу фильма. Таким образом они хотят позволить зрителям самим определить свою позицию.