The Economist: То, что происходило в Украине, — путинский ад

Запад обязан занять жесткую позицию по отношению к правительству Украины и российскому лидеру, пишет The Economist
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Гражданские беспорядки часто следуют мрачному предсказуемому сценарию. Кажущийся сперва разрешимым спор усиливается до уровня конфликта, цели становятся более радикальными, накапливается ожесточение и шансы достичь компромисса потеряны. Такой была ужасная траектория движения Украины, где протесты, начавшиеся мирно в ноябре, вспыхнули гротескным насилием. Центр Киева, одной из великих столиц Европы, на этой неделе превратился в шокирующую зону боевых действий. Здания и баррикады были сожжены, а десятки украинцев убиты, пишет The Economist.

Несмотря на разговоры, о перемирии между некоторыми участниками, ужас мог достичь еще больших масштабов. Кровопролитие углубит разногласия в стране, которая всегда была хрупкой и сложной. Битва в рамках гражданской войны остается реальной перспективой. Прямая ответственность за этот хаос лежит на Викторе Януковиче, бандитском президенте Украины. Но главный архитектор сидит в Кремле: Владимир Путин.

Ни Восток, ни Запад

Территория, которая ныне является Украиной, имеет длинную и болезненную историю как кровавое пограничье между Востоком и Западом. Но независимой нацией она стала только в 1991 году, когда развалился Советский Союз. С объединением земель на западе, бывших частью Австро-Венгрии, и русскоговорящего юга и востока, в новой стране всегда хватало своих скептиков. С того времени, украинская политика характеризовалась распрями и взятками, включая годы, после оранжевой революции 2004 г., мирного восстания, чьи обеты промотали враждующие лидеры. Многие украинцы чувствовали, что их страну захватила коррумпированная элита, которую нельзя сместить обычными демократическими методами. Киев — один из немногих европейских городов, где Европейский Союз — синоним хорошего управления и верховенства права.

Именно отказ Януковича в ноябре от торгового соглашения с ЕС, в пользу мутной сделки с Россией спровоцировал беспорядки. Вскоре протестующие требовали его отставки, в то время, как Янукович и российская пропаганда осуждали их как террористов. Каким образом после трех месяцев напряженного противостояния на этой неделе начались убийства, остается загадкой. Но большинство убийств было совершено людьми президента.

Ответ Запада должен быть жестким. Приспешники президента заслуживают отказа в визах и заморозки счетов, которые Америка ввела, а ЕС все еще обдумывает. Янукович должен обуздать свои отряды и, если может, головорезов в штатском, которые совершают большую часть насилия. Но протестующие, если хотят остановить полномасштабную кровавую баню, также нуждаются в компромиссе — уйти с символической базы на киевском Майдане Независимости, и из других зданий, ими захваченных. Наилучшим вариантом для двух сторон было бы сформировать переходное коалиционное правительство.

Президентские выборы назначены на 2015 год: вместо этого, они должны состояться в нынешнем году, предпочтительно без участия Януковича. Его режим показал черты безмерного кумовства, преследования оппонентов, подкупа средств массовой информации, жульнических судов, а теперь увенчался бойней. Но убрать его будет трудно. С фигурой вышибалы, он юлит как ласка; скорее всего он попытается увильнуть от любых обязательств, когда, по его мнению, кризис пройдет. Если так, то олигархи, поддержавшие его власть, у которых есть много что терять в этом безумии, должны заставить его уйти.

Что должно быть дальше, — менее понятно. Практически все состоявшиеся политики Украины себя дискредитировали, включая Юлию Тимошенко, оппозиционного лидера, которая сейчас находится за решеткой. У протестующих нет четкого лидера — это одна из причин, по которой насилие может быть тяжело остановить. Трудно представить себе кандидата, который возникнет и преодолеет основополагающие разломы в украинском обществе. Янукович все еще пользуется поддержкой на востоке и юге; в Киеве и на западе, где протестующие захватили правительственные учреждения, его ненавидят. Раскол остается ужасающе реальным. Чтобы избежать этой судьбы, в первую очередь, нужно прекратить вмешательство России. Может Путин и не зажег спичку на этой неделе, но именно он собрал погребальный костер.

Для большинства рациональных наблюдателей, попытка разжечь хаос по другую сторону границы, в Украине, может показаться странной российской амбицией. Но не для Путина, который рассматривает Украину, как составную часть российской сферы влияния, и считал Оранжевую Революцию сценарием Запада, с целью ее украсть. Его экономические санкции и угрозы помогли убедить Януковича отвернуться от ЕС. Понятно, что кредиты и дешевый российский газ, которые поддерживают колеблющуюся украинскую экономику, зависят от жесткой линии Януковича в адрес протестующих. Запугивания и махинации Путина вывели Украину на этот путь.

Если Янукович станет за это держаться, ослабевший в своей стране и преданный остракизму за границей, Путин будет доволен, ведь у него появится очередной зависимый лидер в коллекции податливых клиентов. Но на этом он может не остановиться. Российские ястребы давно хотели аннексировать Крым, черноморское побережье, которое Никита Хрущев передал Украине (по общему мнению, будучи нетрезвым). Этот переворот может создать предпосылки для Путина по его захвату. В любом случае, несчастная Украина поможет убедить его народ, что уличная и политическая борьба — путь к руине.

Противодействие Кремлю

Пришло время Запада противостоять этому бандитизму. Противодействовать стране, которая обладает развращающей властью голоса в Совете Безопасности ООН, огромными запасами углеводородов и ядерным оружием, — трудная задача, но ее нужно выполнить. Как минимум, дипломатические отговорки, что Россия — законопослушная демократическая страна, должны прекратиться. Ее нужно исключить из состава Большой Восьмерки. Прежде всего, Запад обязан выступить с единым заявлением Путину о том, что Украина и другие бывшие советские страны, которые он рассматривает как потерянные части его наследства, — независимые государства.

Существует своеобразная грубая несправедливость в отношении к украинским беспорядкам. В 2008 году Россия вторглась в Грузию, к своему южному соседу, как только в Пекине начались Олимпийские игры, это вызвало формальные протесты Запада и никаких конкретных действий в ответ. События в Киеве перебили зимние Олимпийские игры в Сочи, которые предполагались как двухнедельный карнавал Путинизма. В этот раз, Запад должен показать Путину, что с этим хаосом в центре Европы он зашел слишком далеко.