НБУ курс:

USD

41,41

+0,13

EUR

45,21

+0,44

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,20

В Украине самая высокая стоимость лицензий на азартные игры

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos
Часто встречающиеся попытки сравнить отечественную систему налогообложения игорного рынка с европейскими или американскими странами исключительно по одному-двум показателям совершенно некорректны
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

После целого ряда практически однотипных материалов о том, что, мол, операторы азартных игр платят мало налогов и вообще чуть ли не весь доход кладут себе в карман, стало интересно: а как на самом деле в Украине обстоят дела с налогами для игорного бизнеса?

В процессе изучения нормативно-правовой базы и сравнения ситуации у нас в стране и за рубежом выяснилось, что утверждения "сверхприбыльности" и "безналоговости" работы игорной индустрии в Украине, мягко говоря, сильно напоминают ненаучную фантастику.

Согласно действующему налоговому законодательству в Украине: 

  • самые высокие в Европе ставки лицензионного сбора за организацию азартных игр;
  • самые высокие авансовые платежи в бюджет, которые до ввода в действие системы онлайн-мониторинга обязаны выплатить операторы рынка;
  • смешанная система налогообложения, которая предусматривает одновременное существование как фискальной нагрузки на единицу игорного оборудования, так и прибыль организатора азартных игр. Между прочим, такие сложные и отягощенные с точки зрения объемов платежей и правил учета налоговые требования к игорному бизнесу в Западной Европе есть только в Испании. А чаще всего подобные нормы встречаются в новых членах ЕС из Восточной Европы — Польше, Чехии, Словакии, Латвии.

Мало того, уникальность ситуации с налогообложением операторов рынка азартных игр состоит в том, что кроме сборов с единицы игорного оборудования и налога на прибыль они будут вынуждены платить еще и налог на валовой игровой доход (Gross Gaming Revenue — GGR). Именно поэтому часто встречающиеся попытки сравнить отечественную систему налогообложения игорного рынка с европейскими или американскими странами исключительно по одному-двум показателям совершенно некорректны. Так, например, ни в Британии, ни в Италии, ни во Франции лицензионный платеж за офлайн-казино не составляет более €11 млн, а за букмекерский офис — более €16 млн. И потому попытки сравнить размер GGR в 25% для офлайн-казино, как в Италии, с предполагаемой в Украине ставкой в 10% есть не что иное, как манипуляция. Потому как в Италии операторская лицензия стоит всего лишь €0,35 млн, а сборов с единицы игорного оборудования нет вообще. Для онлайн-казино есть только налог на прибыль в 27,5% и налог с оборота в… целых 0,6%!

Игорный бизнес во все времена приносит в бюджет достаточные доходы, но власти всегда пытались его ограничить, в том числе и с помощью налогообложения. Не существует никакой единой системы налогообложения игорного бизнеса или общих правил для ее создания. Каждое государство по-своему решает, что и как облагать налогами и какие преференции игорному бизнесу предоставлять. Правда, практически для всех стран обязательным является наличие лицензионного платежа для операторов рынка как контрольного инструмента со стороны государства и гарантий легальности работы бизнеса. Однако некую классификацию подходов к фискализации рынка азартных игр составить можно. Чаще всего применяется одна из систем, основанных на фискализации объектов налогообложения. Здесь можно выделить всего три использующихся подхода:

  • когда объектом фискализации выступает доход или прибыль;
  • когда объектом фискализации выступает игорное оборудование;
  • когда под налогообложение попадает и доход/прибыль, и игорное оборудование.

 В случае использования смешанной системы (вариант 3) действует основное правило: высокая стоимость лицензии и большие сборы с оборудования компенсируется низкими налоговыми ставками. И наоборот: низкая стоимость лицензии и малые сборы с оборудования компенсируются высокими налоговыми ставками. Потому как всем понятно, что одновременное использование и высоких лицензионных платежей, и высоких налоговых ставок приведут только к уходу бизнеса в тень. 

Благодаря использованию такого логичного и простого подхода со стороны абсолютного большинства государств, на территории которых функционируют легальные игорные заведения, инвестиции в эту отрасль лишь увеличиваются в последние годы. Даже высокие налоговые ставки сами по себе не останавливают инвесторов в их желании вкладывать деньги в развитие рынка азартных игр. Но происходит это ровно до тех пор, пока вложения имеют шансы не только вернуться, но и прибыль принести. А вот попытки и на этапе вхождения в рынок получить с инвесторов громадные отчисления в виде лицензионных платежей, и в процессе работы операторов изъять всю прибыль в виде налогов приведут к тому, что рынка не будет. В итоге проиграют все: и государство, и бизнес, и граждане.

Фото: Depositphotos