НБУ курс:

USD

41,51

--0,02

EUR

45,23

+0,23

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Заработал закон об украинском языке в сфере услуг: куда и кому жаловаться и какие штрафы

Фото: Delo.ua
Фото: Delo.ua
Delo.ua напоминает, как будут работать нормы закона об украинском языке и контроль за его исполнением
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

С 16 января 2020 года вступает в силу норма закона"Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", согласно которой все украинские предприниматели, работающие в сфере услуг, будут обязаны общаться и предоставлять информацию на государственном языке. В случае обращения на русском языке предпринимателей будут штрафовать. 

Delo.ua рассказывает, что нужно делать в случае, если вам отказали в обслуживании на украинском языке, какие предусмотрены штрафы, каким будет контроль исполнения приказа, а также в каких случаях можно говорить по-русски. 

Что делать, если отказали в обслуживании на украинском языке

Языковый омбудсмен Тарас Креминь на своей странице Facebook объяснил, что делать, если вам отказались предоставлять услугу на государственном языке:

▶️ Попробуйте решить ситуацию на месте и попросить работника обслуживать вас на государственном языке. В случае отказа работника обратитесь к руководству учреждения или на "горячую линию" учреждения: торговой сети АЗС, аптеки и др.

▶️ В случае отказа или не обеспечения предоставления информации (услуг) на государственном языке зафиксируйте факт отказа (с помощью аудио-, видео-, письменного подтверждения очевидцев и т.д.) и данные предприятия (название, местонахождение, контакты субъекта).

▶️ Подайте жалобу Уполномоченному по почтовому адресу 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12, на e-почту skarha@mova-ombudsman.gov.ua или заполните соответствующую форму на сайте Уполномоченного.

▶️ В жалобе обязательно должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, место жительства, изложена суть жалобы, какой именно субъект / работник субъекта, когда, по какому адресу, каким образом нарушил право истца. Рекомендуют также добавить доказательства в подтверждение.

Языковый омбудсмен отметил, что письменная жалоба должна быть подписана заявителем с указанием даты. В электронной жалобе также необходимо указать электронный почтовый адрес, на который заявителю может быть направлен ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Подпись при отправке электронного обращения не обязательна.

Жалобы нужно подавать Уполномоченному в течение шести месяцев со дня обнаружения заявителем нарушения.

В каком случае можно перейти на русский

Согласно 30 статье закона, распространяется на все предприятия вне зависимости от формы собственности и сферы оказания услуг. Сами же нормы закона распространяются на сферу торговли, социальной помощи, медицины, юриспруденции, то есть вести диалог с посетителем должен как кассир на заправке, так и тренер в спортивной секции. Также запрещено переходить на русский язык в случае, если посетитель / клиент говорит на английском, русском, испанском и тд. 

При этом на государственном языке должны быть напечатаны названия, описания, инструкции к товарам и услугам, в том числе и в интернет-магазинах. Такая информация может дублироваться на других языках, но на украинском должна предоставляться по умолчанию и в не меньшем объеме, чем на других языках.

Разрешено перейти на любой другой язык, кроме государственного, если клиент / посетитель об этом попросит или в случае, если такой язык является приемлемым для обоих собеседников.

Какое предусмотрено наказание 

При первом зафиксированном случае предпринимателю грозит предупреждение, а штраф — только при повторном на протяжении года. Отметим, что с 16 января вступает в силу только 30 статья, которой предусмотрен штраф за повторное нарушение на протяжении года в сумме 300 — 400 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 5,1 — 6,8 тысяч гривен. 

Нормы КУоАП начнут действовать лишь с 16 июля 2022 года, при нарушении которых предпринимателям за повторное нарушение будут выписывать уже другие суммы штрафов — от 200 до 300, то есть 3,4 — 5,1 тысячи гривен. 

В случае, если на протяжении года предприниматель нарушил более одного раза, то его уже могут оштрафовать на 500 — 700 необлагаемых минимумов, где сумма может достигнуть 11,9 тысячи гривен. 

Также стоит отметить, что в случае невыполнения приказа штраф будет накладываться на предприятие, а не на наемного сотрудника. То есть если работник позволил себе нарушение, то штраф будет взиматься с юридического лица. 

Есть закон и штрафы, а контроля — нет

Как заявил языковый омбудсмен Креминь в комментарии ИП "Интерфакс" Украина, Секретариат уполномоченного для выявления нарушений языкового законодательства, особенно в сфере обслуживания, инициировать определенные рейды в условиях пандемии не будет. По его словам, он не может рисковать здоровьем своих коллег и требовать от них аналогичные формы контроля.

Также он добавил, что им хватит других возможностей зафиксировать факты возможных нарушений. В соответствии с планом работы на 2021 год, Секретариат готовится к различным формам проверок, однако меры государственного контроля — среди основных.

Напомним, ранее Delo.ua рассказывало, как бизнес готовится к переходу на украинский язык в сфере услуг.