- Категория
- Политика
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Кабмин создает "Министерство кино". "95 квартал" решил в ручном режиме управлять деньгами?
Заявление об отставке, которое написал министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко после того, как Кабмин принял решение вывести Государственное агентство по вопросам кино из подчинения Министерства культуры (причем унизительным способом — в отсутствие профильного министра), вызвало массу дискуссий о том, зачем Кабмину множить министерства, изменит ли такое решение что-то в киноотрасли, или мы имеем очередную ситуацию "а вы, друзья, как ни садитесь...".
Опрошенные Delo.ua эксперты и участники рынка и вовсе говорят: Офис президента, где работает много кинопроизводителей из "95 квартала", выведением Госкино из подчинения Минкульта и созданием отдельного Министерства кино (что спровоцировало отставку Александра Ткаченко), — не иначе как пытается подчинить себе сферу кино в стране.
Иван Козленко: "Госкино де-факто и не подчинялось министерству, а напрямую руководилось из Офиса президента"
Своим решением Кабмин преследовал цель переподчинить государственные кинопредприятия (киностудии и Довженко-Центр) из сферы управления Минкульта под юрисдикцию Госкино, считает Иван Козленко, бывший руководитель Довженко-Центра, культуролог, менеджер. Этот процесс начался еще год назад и вступил в активную фазу весной.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Учитывая, что киностудии уже десятки лет не выполняют своих уставных задач (то есть не снимают фильмы), а две из них находятся в состоянии банкротства/санации, передача их под Госкино кажется мне логичной только с одной стороны: Госкино должно обеспечить их приватизацию.
Это единственный разумный путь, ведь дотировать огромные неэффективные имущественные комплексы ради производства на их базе фильмов, которые гораздо дешевле снять где-то еще, нерезонно", — отметил Иван Козленко.
А "последней каплей", заставившей Ткаченко написать заявление отставке, стала проигранная борьба за бюджет Минкульта. По мнению Козленко, причина, гораздо более весомая, чем переподчинение Госкино" , — отметил Иван Козленко.
"Совет по поддержке кинематографии, составленный из бизнес-партнеров Андрея Ермака (руководителя ОП, — Delo.ua), тому лучшее подтверждение", — написал Козленко в своем посте в Fаcebook.
Новым министром культуры, по его словам, вероятнее всего станет сегодняшний заместитель министра Карандеев, которого называют "смотрящим" за Александром Ткаченко от Офиса президента.
"Это именно он блокировал образование новых ЦОИВ (центральный орган исполнительной власти, — Delo.ua), о которых пишет министр, "координировал" проведение конкурсов с известными результатами, руководил процессом передачи киностудий в управление Госкино, тем самым приобретая безграничную лояльность со стороны ОП". В этом случае бюджет Минкульта будет переписан с учетом интересов национальных союзов, театров, цирков и творческих коллективов, что означает возвращение в дореформенное время, преференции для шароварничества и дотирование неэффективного государственного менеджмента, делает заключение Иван Козленко.
Людмила Горделадзе: "Нечего плодить управляющих монстров"
"Я не вижу в этом (создании отдельного "министерства кино". — Delo.ua) ничего положительного. Нечего плодить управляющих монстров", — прокомментировала выведение Госкино из Министерства культуры Людмила Горделадзе, учредитель компании "Киноман" (оператора кинотеатра "Жовтень"), член первого состава Совета по государственной поддержке кинематографии в 2019-2021 годах.
Пр ее мнению, разработка стратегии развития кино должна остаться задачей Министерства культуры и информационной политики. Тем более сейчас, когда кино стоит на пороге колоссальных изменений своего рыночного использования. Производство кино не должно сосредоточиваться только на экране кинотеатра. Появилось больше рынков, и эти рынки должны структурироваться. "Кто это будет делать. Неужели в Госкино появятся стратеги, которые будут отрасль перестраивать правильно?" — сомневается Людмила Горделадзе.
Она отмечает еще один важный момент, связанный с финансированием производства кино/ Надо давать вариабельную возможность получить деньги. Чем больше источников финансирования, тем быстрее развивается креативная индустрия, считает Горделадзе.
Ирина Подоляк: "Все хотят распоряжаться государственным пирогом"
Государство не имеет стратегии развития культуры, считает Ирина Подоляк, бывшая заместитель министра культуры при Владимире Бороднянском, экс-нардеп и соавтор многих законопроектов. Признаком этого является то, что происходит сейчас, как и все то, что с 2019 года происходило с Министерством культуры, говорит она. Сначала было слияние четырех министерств в одно, потом отделение Министерства спорта, потом передача Гостуризма назад под Минэкономики, сейчас — отделение Госкино.
"На уровне государства культурными политиками никто не интересовался, пока не появились деньги: сотни миллионов стали выделять из бюджета на производство фильмов, появился Украинский культурный фонд, также имеющий многомиллионный бюджет", — считает Ирина Подоляк. Благодаря этому начала вырисовываться культурная политика.
"Но сейчас мы видим такую политику: бесхозных денег не должно быть, прозрачные процедуры не имеют никакого значения — назначение руководителей того же Госкино было скандальным (назначили не того, кто выиграл в конкурсе, а того, кто был бы послушным). Тоже и с Украинским культурным фондом, и с тем, что Александр Ткаченко не подписал контракт с победительницей Довженко-Центра, и она до сих пор остается "и.о".
"И им не нужно еще одно звено в виде какого-то там министра. И фамилия министра не имеет значения", — заметила она.
"Все хотят распоряжаться "государственным пирогом", потому что государственные деньги — это возможность реализации власти", — говорит Подоляк. По ее мнению, неуважение к министрам, и не только к Ткаченко, — одно из проявлений авторитарного способа управления.
"Министерства не являются субъектами формирования и реализации политик, все заказы и указания приходят из Офиса президента", — заключила Ирина Подоляк.
Однако, не все так однозначны в мнении, что данное решение властей — это плохо.
Полина Толмачева: "На кино посмотрели всерьез как на индустрию"
На кино посмотрели всерьез как на креативную индустрию, а не просто как на часть культуры, поэтому отделение Держкино от Министерства культуры — это хорошо, считает Полина Толмачева, член Совета по государственной поддержке кинематографии, экс-директор по маркетингу и PR FILM.UA Group.
Она акцентировала внимание на то, что кино — это стык культуры и производства, которое является большим экономическим потенциалом. А задача Госкино как исполнительной власти — обеспечивать, чтобы снимались фильмы, соблюдались бюджеты и сроки. Если мы посмотрим на ту же Польшу, где выделена функция кино, и посмотрим на успехи польского кино, то поймем, что, наверное, это правильный путь.
Филипп Ильенко: "Все функции будут сосредоточены в одном органе, и это увеличит эффективность"
Положительно оценивает вывод Госкино из Минкульта в отдельное министерство Филипп Ильенко, экс-глава Госкино, который сейчас занимается кинопроектами как продюсер и режиссер. Он считает, что эффективность работы ведомства вырастет.
Госкино еще десять лет назад стало отдельным центральным органом исполнительной власти, на который была возложена реализация государственной политики в сфере кинематографии, и подчинялось это ведомство Кабмину, но при этом его работу координировал министр культуры, уточнил Ильенко.
Как человек, который знает "кухню" изнутри, он обратил внимание на два таких момента. Во-первых, у Министерства культуры была функция формирования политики, а значит, в его компетенции оставались все регуляторные акты. Во-вторых, бюджетное финансирование шло через Министерство культуры как распорядителя средств первого уровня.
Эти два нюанса (возможность утверждать регуляторные нормативные акты и распоряжаться бюджетными деньгами первого уровня) позволяли Министерству культуры влиять на Госкино, потому что это ключевые вещи: правила конкурса утверждаются приказом Министерства культуры, объемы бюджетного финансирования формирует Министерство культуры.
"Насколько я знаю, постановлением Кабмина функции формирования государственной политики передаются Госкино. То есть оно фактически должно стать министерством, — отметил Ильенко. Очевидно, что Госкино теперь нужно будет расширить штат, возможно, за счет сотрудников, которые работали в Минкульте.
Бюрократические процедуры отнимали много времени и сил, заметил он: "Некоторые документы, которые мы подавали в Кабмин, долго лежали в министерстве. Один раз было, что год пролежали без движения, пока я не устроил скандал".
Негативно оценивает Ильенко и конкурсы кинопроектов, которые проводило Министерство культуры: "Это очень странные конкурсы, которые проходят за 3,5 месяца. Объявляется конкурс, через две-три недели должны быть поданы проекты, неделю их оценивают, а через полтора месяца они должны быть сданы. Какое может быть качество? Это стыд и позор".
Также Ильенко обратил внимание на отрицательный результат запуска ребейтов, которым должен был заниматься Минкульт. "В своем блоге министр культуры (Александр Ткаченко, — Delo.ua) написал, что благодаря ребейтам в кино произошел прорыв. Но только система выдачи этих ребейтов не работает, и их еще никто не получил. Для меня шок, когда публичный человек, министр, записывает себе в актив систему, которая не работает и из-за которой начинаются скандалы. Эти ребейты пообещали тем, кто пришел сюда снимать кино (французский продакшен, снявший фильм "Последний наемник" для Netflix, — Delo.ua), а теперь оказалось, что они не могут их получить", — отметил Ильенко.
Елена Гладских, специально для Delo.ua