НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

"Дематюкация": кто и зачем придумал запретить украинцам материться

"Дематюкация": кто и зачем придумал запретить украинцам материться
Delo.ua рассказывает, зачем народный депутат Ольга Богомолец выступила с неожиданной инциативой о запрете использования нецензурной лексики, и что именно она предлагает

На сайте Верховной Рады появился текст проекта закона народного депутата Ольги Богомолец, предусматривающего "дематюкацию" языка — то есть запрет использовать матерные слова в публичном пространстве — и пояснительная записка к нему. Delo.ua рассказывает, как объяснила нардеп свою законодательную инициативу и как предлагает наказывать ругающихся публичных людей.

Что хотят запретить и за что наказывать?

Проект закона № 10414 "О противодействии злословию (о дематюкации языка) (о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о дематюкации языка)" был зарегистрирован в Верховной Раде 2 июля. Автор неожиданной законодательной инициативы — народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Ольга Богомолец.

Нормы проекта закона предполагают два аспекта. Первый — не допустить использования теле- и радиоорганизаций для трансляции аудиовизуальных произведений (но кроме фильмов), различных передач и любых других материалов, в которых используются  матерные слова. При этом использование символов для замены любой буквы в нецензурном слове также будет считаться использованием мата.

За нарушение этой нормы Богомолец предлагает установить для теле- и радиоорганизаций финансовую ответственность — а именно в размере 10% от лицензионного сбора за трансляцию передачи с нецензурной лексикой. Полученные в качестве штрафов деньги нардеп предлагает направлять на поддержку и развитие Украинского культурного фонда.

Но более интересны изменения, которые автор проекта закона предлагает внести в статью 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях. В частности, установить административную ответственность за распространение материалов, содержащих нецензурную лексику, в СМИ или любым другим способом, в том числе и в интернете. Такие действия Богомолец предлагает наказывать штрафом в размере от 51 до 119 гривен, общественными работами на срок от 40 до 60 часов, исправительными работами на срок от одного до двух месяцев или даже административным арестом на срок до 15 суток.

При этом, как отмечает Ольга Богомолец, нормы предлагаемого проекта закона направлены на публичных людей и не будут ограничивать всех остальных украинцев.

"Будут разные позиции — кто-то будет категорически против (проекта закона), кто-то — категорически за. Мат, к сожалению, в последнее время стал неотъемлемой частью жизни, — сказала она в комментарии Delo.ua. — Именно поэтому в проекте закона говорится исключительно о публичных людях в публичном пространстве, а простые люди не ограничиваются в их традициях".

За "нецензурную брань, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, которые нарушают общественный порядок и спокойствие граждан во время трансляции телерадиопередач", инициатор проекта закона предлагает установить штраф в размере от 680 до 1275 гривен. За то же нарушение, если его совершила публичная личность, штраф выше — от 1275 до 1700 гривен. Все деньги, полученные в результаты уплаты таких штрафов, автор проекта закона предлагает направлять на развитие Украинского культурного фонда.

Определить список слов и выражений, содержащих нецензурную брань, в течение шести месяцев после принятия проекта закона должен будет Кабинет министров Украины. Он же должен будет и ввести в действие систему мониторинга использования злословия.

Зачем это нужно?

Как объясняет Богомолец, регистрируя такой проект закона, она действовала "не как политик, а как врач, женщина, мать четырех детей и просто гражданка Украины".

"Злословие насилует нашу ежедневную жизнь, поэтому считаю необходимым защитить будущее Украины, культуру мышления и языка от ненормативной лексики. По крайней мере попробовать", — говорит она.

В пояснительной записке к проекту закона его инициатор более подробно объясняет, зачем нужна такая инициатива. Так, злословие автор рассматривает не только как угрозу для культуры языка, но и как психоэмоциональное понятие, которое является проявлением бессознательного.

"Что такое брань и нецензурщина? Это проявление слабости, психоэмоционального раздражения и в то же время усталости, одновременное проявление агрессии и слабости. Брань не содержит смыслов, это продукт нашего бессознательного", — говорится в записке.

Также Ольга Богомолец отмечает, что украинцам якобы всегда была чужда примитивная грязная брань, а маты в обиход украинцев якобы пришли из российской культуры. 

"Украинцы исторически и традиционно не употребляли ругательных слов вроде тех, которые распространены сегодня. "Хай би тебе дощ намочив!", "А щоб тебе лиха година спіткала!" — вот чисто украинская "брань", которая свидетельствовала о связи древних украинцев с пантеистическим миром природы. Украинцы не любили и не употребляли грубости "ниже пояса" и не позволяли себе вульгарность", — уверена народный депутат.

Но это не единственные отсылки к истории в пояснительной записке к проекту закона. Так, автор инициативы отмечает, что в средневековье люди верили, что за брань их постигнет кара Божья, поэтому к богохульникам применяли физические меры наказания. И сейчас автор предлагает на законодательном уровне зафиксировать намерение противодействовать злословию и защитить чистоту украинского языка.

В частности, по ее предложению особую ответственность за высказывания должны нести публичные личности, которые выступают на массовых мероприятиях, с политических трибун и через СМИ. Все это, как отмечает автор, направлено на то, чтобы отстаивать украинский язык как основу существования страны.

Напомним, что председатель Верховной Рады Андрей Парубий попросил Офис президента Украины предоставить информацию о судьбе переданного на подпись главе государства Владимиру Зеленскому закона о временных следственных комиссиях (ВСК) с нормами о процедуре импичмента президента. Срок на подписание этого закона истек 27 июня.