Жертвы системе: смогут ли люди из бизнеса управлять налоговой и таможней

Сегодня Арсений Яценюк должен утвердить новых главного налоговика и главного таможенника страны. На эти должности не будут назначать чиновников — таково было условие премьер-министра. Но смогут ли они изменить систему?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

По предварительным данным, как уже писало Delo.UA, Государственную налоговую службу должен возглавить Игорь Билоус (возглавляет инвестиционно-банковское управление российского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" в Украине и Центрально-Восточной Европе), а Государственную таможенную службу — Виталий Науменко (глава группы таможенных процедур и международной торговли аудиторской компании KPMG). В отличие от Билоуса Науменко человек в госорганах не новый — во времена президентства Виктора Ющенко он был директором департамента декларирования и таможенных режимов Государственной таможенной службы Украины. В 2006 году ему было присвоено специальное звание государственного советника таможенной службы.

Назначить не чиновников, а бизнесменов на одни из самых ответственных должностей в стране потребовал Арсений Яценюк. Опыт в бизнесе и западное образование были одним из ключевых требований. Найти таких было предложено Европейской Бизнес Ассоциации. Но, оказалось, что "при всем богатстве выбора" успешные и хорошо образованные бизнесмены не слишком охотно идут на государственные посты. Получится ли у тех, кто решился?

Трудности перехода

"Билоус и Науменко действительно являются самыми вероятными кандидатами на эти должности", — подтверждает Delo.UA планируемое назначение исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации в Украине (EBA) Анна Деревянко. — Именно их выдвинули большинством голосов бизнесмены".

Но Деревянко признает, что Билоус и Науменко стали кандидатами номер один отнюдь не потому, что лучше других (всего кандидатов было около десяти) — просто остальные отказались браться за столь непростую задачу. "Одно дело, когда тебя рекомендуют, а другое — согласен ли ты пойти на госслужбу. И столько было разговоров внутри бизнес-среды касательно того, какие могут быть гарантии безопасности (для новых начальников — ред.), какая возможность получать белые зарплаты. Тут необходим компенсационный пакет. И опять же, новым главам важно знать, смогут ли они провести своих людей в команду. Не все кандидаты поучили на эти вопросы приемлемые для себя ответы. Поэтому часть людей сказала "нет", а вот эти два человека согласились", — рассказывает директор украинского отделения EBA.

Что касается перспектив бизнес-выдвиженцев на новых должностях, то, по мнению Деревянко, чтобы добиться успеха, помимо деловой хватки, они должны обладать тремя важными качествами — профессионализмом, стойкостью к соблазнам и жесткостью в управлении. Только так новые менеджеры смогут сломать существующую коррупционную систему.

Но Анна Деревянко в любом случае позитивно оценивает тот факт, что в налоговую и таможню придут профессионалы, уже на старте имеющие определенную поддержку со стороны бизнеса, который, очевидно, будет сотрудничать с ними. В то же время, напоминает она, расслабляться ни в коем случае нельзя — необходимо тщательно контролировать деятельность новых начальников. "Посмотрим еще, что из этого выйдет. Мне кажется, бизнес-сообщество будет хорошим контроллером", — отметила глава EBA.

Что касается других поданных ассоциацией кандидатур, то предлагался и Владимир Котенко, партнер Ernst & Young, и Алексей Кредисов, (также партнер Ernst & Young и член правления Европейской Бизнес Ассоциации в Украине — ред.). "Котенко для нас был отличным вариантом, потому что он возглавляет налоговый комитет Ernst & Young уже не первый год и пользуется серьезным доверием в бизнес-среде. Но он принял для себя другое решение — отказался", — вздыхает Анна Деревянко.

Позиции ограниченных возможностей

Но оптимизмом в связи с новыми назначениями брызжут далеко не все. Например, управляющий партнер консалтинговой компании EBS Елена Вольская напоминает об ощутимой разнице между инвестбанкингом и налогами. "Возможно, Игорь — хороший руководитель и менеджер по реорганизации, но профессиональных знаний ему не будет хватать, и ему будет сложнее строить взаимоотношения внутри службы", — прогнозирует Вольская. А вот по поводу Науменко у нее более радужный прогноз: "Виталий Науменко имеет соответствующий опыт и компетенцию. Он может быть достаточно авторитетным руководителем службы, при этом способен нести новые ценности".

Свое влияние на успешность бизнесменов на новых для них постах окажет и реорганизация Министерства доходов и сборов, которое, напомним, с 1 марта стало двумя службами при Минфине.

"Вопрос заключается не в том, как эти ведомства будут называться и в какое министерство входить, а в том, как законодательством прописаны полномочия налоговой и таможни. Как по мне, пока что это перестановка стульев", — считает партнер налогово-юридического департамента компании Deloitte Андрей Серветник. При этом он напоминает, что функции, которые выполняет служба, отличаются от министерских. "Министерство — это некий орган, реализующий государственную политику и управляющий чем-либо, тогда как служба — это технический орган, который не имеет таких полномочий", — резюмирует эксперт.