- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Зрада и перемога президентского Бюро финбезопасности: чего ожидать бизнесу
Весь последний год власти активно, но безрезультатно, обсуждают создание нового органа, который будет расследовать преступления в сфере предпринимательства (в частности уклонение от уплаты налогов). Ведомство должно забрать все полномочия налоговой милиции и экономические подразделения Национальной полиции, Генпрокуратуры и Службы безопасности.
И президент Петр Порошенко, и правительство во главе с премьером Владимиром Гройсманом, и Верховная Рада на словах поддерживают создание нового органа. Но у коалиции нет единого видения, как он должен работать. И ключевая загвоздка, по всей видимости в том, кто будет контролировать новый мощный орган.
Неделю назад глава налогового комитета Рады Нина Южанина зарегистрировала в парламенте проект закона о Национальном бюро финансовой безопасности(НБФБ). Документ разрабатывался по поручению президента, которому не понравился законопроект Министерства финансов о Службе финансовых расследований(СФР).
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaБез поддержки Порошенко и коалиции (а вариант Минфина не нравился также министру от "Народного фронта" Арсену Авакову, который поначалу рассчитывал на влияние на СФР) Гройсман и Данилюк не решились вносить документ в Раду. Но как альтернативный законопроекту Южаниной в Раде появился документ группы депутатов во главе с Андреем Журжием из "Самопомичи", который во многом повторяет концепцию Данилюка.
Правоохранительный vs аналитический орган
Пока непонятно, чья концепция сыщет поддержку в зале парламента, ведь претензии (в частности со стороны коалиционного "Народного фронта") есть и к президентскому, и к правительственному варианту.
И Бюро, и Служба финрасследований — оба полноценные правоохранительные органы. Оба органа должны не только собирать и анализировать информацию о налогоплательщиках, но и иметь оперативно-розыскные и следственные функции. То есть смогут приходить с обысками, проводить досмотры вещей и документов, допрашивать подозреваемых и свидетелей и даже прослушивать телефонные разговоры.
Несмотря на критику, мол, обещали бизнесу демилитаризованный аналитический орган, а создаем еще одних "силовиков", логика в этом есть.
Ведь если новый орган будет лишь выявлять нарушения, то расследовать их будут все те же Национальная полиция, Генпрокуратура или Служба безопасности, на работу которых сетуют многие предприниматели.
Ключевое различие между НБФБ Южаниной и СФР Данилюка
"В концепции Южаниной речь идет не о классическом органе досудебного расследования", — говорит Владимир Петраковский, экс-прокурор, менеджер группы "Реформа органов правопорядка" Реанимационного пакета реформ.
Петраковский поясняет: в концепции Данилюка речь идет об органе, который будет все свои ресурсы концентрировать на борьбе с конкретными уголовными правонарушениями в сфере предпринимательства. У СФР есть четкая сфера ответственности, четкая подследственность. А аналитический блок Службы финрасследований призван лишь способствовать расследованию и выявлению конкретных правонарушений.
Бюро в концепции Южаниной тоже имеет четкую подследственность (на три статьи Криминального кодекса больше, чем у СФР). Она, правда, касается только следственных функций органа. А вот задачи и полномочия НБФБ в сфере аналитики сформулированы слишком широко, говорит Петраковский. И как раз это превратит Бюро в более влиятельную структуру по сравнению со Службой финрасследований.
"Бюро обеспечивает устранение угроз финансовой безопасности государства. Оно собирает всю информацию о гражданах и бизнесе, выявляет риски и угрозы финансовой безопасности", — цитирует законопроект Петраковский. И добавляет: "Это ведь абсолютно обо всем. Это экономическая контрразведка".
Нина Южанина подтверждает, что именно это и предусматривает ее концепция. "Мы в одном месте собираем всю информацию, которая есть у госорганов. Я говорю об этом открыто. Если к вам не приходят, то о вас должны знать наверняка, что вы позитивный герой", — прокомментировала Южанина в ходе встречи с компаниями-членами Европейской Бизнес Ассоциации.
Законопроект о Бюро предусматривает, что аналитические подразделения будут копаться во всей имеющейся информации, определяя на собственное усмотрение угрозы финансовой безопасности страны. Детективы-аналитики будут готовить так называемые "аналитические продукты" и передавать их не только следователям НБФБ, но и другим госорганам.
Подконтрольный vs независимый орган
Кроме полномочий есть еще один камень преткновения — подчинение нового органа.
Согласно концепции Кабмина, Службу финрасследования нужно подчинить правительству, а контролировать орган должен министр финансов. Южанина же предлагает де-юре статус независимого правоохранителя, но фактически оставляет возможность политического влияния на выбор руководителя НБФБ, а также на процедуру его увольнения.
Нина Петровна предлагает формировать комиссию по отбору главы Бюро по принципу "3-3-3": по три члена от президента, Верховной Рады и Кабмина.
"Опыт показал, что данный принцип не работает", — констатирует Данилюк. Поэтому он предлагает отказаться от квотного принципа и вместе с общественностью разработать "прозрачную процедуру отбора руководителя".
У Южаниной критику отвергают. Мол, принцип "3-3-3", к примеру, не помешал выбрать независимого главу Национального антикоррупционного бюро.
Только вот процедуры выбора руководителя НАБУ и НБФБ все же отличаются: у НАБУ есть запрет на участие в конкурсной комиссии чиновников и нардепов, а для Бюро Южанина таких ограничений не прописала. Так, условные замминистра или нардепы от коалиции смогут влиять на отбор руководителя. Эффективность такого конкурса может быть под вопросом, учитывая недавний пример по избранию главы Госбюро расследований, когда в комиссию входил нардеп Евгений Дейдей из "Народного фронта", которого подозревают в коррупции.
Журжий же предлагает формировать комиссию следующим образом: трех членов делегирует Общественный совет при Бюро, по одному члену — налоговый и правоохранительный комитеты Рады, Министерство финансов, Нацагентство по вопросам госслужбы, съезд адвокатов и Всеукраинская конференция сотрудников прокуратуры. Законопроект четко запрещает госслужащим участвовать в выборе руководителя.
Количество и зарплата сотрудников
Концепция Южаниной |
Концепция Данилюка |
Концепция Журжия |
|
Количество сотрудников |
не более 4 тыс. |
не более 3,5 тыс. |
не более 3 тыс. |
Зарплата директора |
85 тыс. грн |
68 тыс. грн |
85 тыс. грн |
- первого зама |
76,5 тыс. грн |
59,5 тыс. грн |
68 тыс. грн |
- руководителя подразделений |
59,5 тыс. грн |
51 тыс. грн |
59,5 тыс. грн |
- детектива |
32,3 тыс. грн |
34 тыс. грн |
34 тыс. грн |
на основе информации из законопроектов
Что это значит?
Пока непонятно, как договорятся между собой Блок Петра Порошенко и Народный фронт. Концепция Минфина более близка к компромиссу, да и орган имеет более ограниченные полномочия. Если все же сойдутся на законопроекте Южаниной, выбор руководителя и методы работы нового органа будут во многом зависеть от "помыслов" президента и коалиции. Если в конкурсной комиссии будут сидеть "ручные" чиновники и нардепы, отстаивающие конкретные интересы, то повторится ситуация с отбором НАПК или главы Госбюро расследований.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram