Ан-70 суждено летать

На последнем заседании Кабинета Министров, состоявшемся 13 октября, было принята государственная программа серийного выпуска транспортного самолета Ан-70. Процесс кооперации по производству этого самолета позволяет задействовать более 50 украинских предпр

На последнем заседании Кабинета Министров, состоявшемся 13 октября, было принята государственная программа серийного выпуска транспортного самолета Ан-70. Процесс кооперации по производству этого самолета позволяет задействовать более 50 украинских предприятий и создать 40 тысяч рабочих мест

РАЗГОВОРЫ о серийном выпуске АН-70 ведутся около трех лет — с того момента, когда был поднят в воздух первый базовый вари­ант самолета. Но активная под­готовка к началу его серийного производства началась лишь летом нынешнего года. Именно тогда стало совершенно понят­но, что Европа не нуждается в наших военно-транспорт­ных самолетах. Возможно, как субподрядчики мы устраи­ваем европейские страны-уча­стницы НАТО, но не более того. И о форсировании программы серийного производства АН-70 заговорили как в Украине, так и в России.

Программа рассматрива­лась на высоком государствен­ном уровне и была утверждена Президентом Украины, подпи­сан ряд соответствующих меж­государственных соглашений. В последние полтора года про­грамма выпуска АН-70 развива­лась очень медленно, поскольку украинское и российское пра­вительства ожидали результа­тов проводившегося европей­ского тендера по закупке воен­но-транспортного самолета. Речь шла о поставках 225 воен­но-транспортных самолетов, а стоимость сделки предвари­тельно оценивалась экспертами от $6,5 до 8 млрд. В случае при­обретения странами Европей­ского альянса самолета АН-70 его необходимо было бы модифицировать под стандарты НА­ТО. Но шансы АН-70 в этом тен­дере были очень невелики, по­скольку европейские произво­дители заявили о создании соб­ственного военно-транспортно­го самолета Аэробус-400М. По­беда в тендере досталась кон­сорциуму Airbus.

Но несмотря на провал са­молета на европейском рынке, АН-70 все равно будет летать. Заказчиками самолета высту­пили военно-воздушные силы России и Украины. Поэтому не­удивительно, что специалисты главного разработчика серий­ного самолета — АНТК Антоно­ва, не дожидаясь результатов европейского тендера, решили ускорить программу по прове­дению испытаний и налажива­нию его серийного производ­ства. Однако первый серийный АН-70 будет готов не раннее чем к концу 2002 года.

Проект серийного произ­водства самолетов будет осу­ществляться совместно с Рос­сией. Планируется, что сборка самолета Ан-70 будет одно­временно происходить в Украине на киевском заводе "Авиант" и в России — на са­марском авиастроительном заводе "Авиакор".

Кабинет Министров преду­смотрел финансирование госу­дарственной программы испы­таний и выпуска самолетов АН-70 и АН-140 — на эти цели будет выделено 20,5 млн. грн. Председатель Государственно­го комитета промышленной по­литики Владимир Новицкий со­общил о ведущейся активной подготовке к производству Ан-70. Закон о бюджете обязы­вает Кабмин выделить средства на финансирование программы проведения испытаний и выпу­ска отечественных самолетов АН-70 и АН-140. Финансирова­ние подготовки завода к серий­ному производству Ан-70 дол­жен осуществлять Государст­венный комитет промышленной политики. В октябре предпола­гается выделить около 8 млн. грн., а до конца года, с учетом средств на выпуск Аи-140, —до 20 млн. грн. В следующем году финансирование работ будет осуществляться за счет средств бюджета на капитальные вло­жения, части средств от реали­зации избыточного вооружения и собственных средств пред­приятий отрасли.

Для выполнения государ­ственной программы серийно­го производства АН-70 обра­зован украинско-российский консорциум. Его задача состо­ит в координации работ по са­молетостроению до 2018 годя Согласно проекту программы ожидается, что к 2018 году министерство обороны России закупит 164 самолета, а Мино­бороны Украины — 65. Заинте­ресованность в приобретении этого самолета высказало Ми­нистерство по вопросам чрез­вычайных ситуаций Украины. По предварительным оценкам, производство и реализация более 110 самолетов сделает данный проект рентабельным. А реализация около 200 само­летов даст свыше $3 млрд. прибыли. Стоимость самолета составляет приблизительно $50 млн.